Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Вера





– в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, включающая, во-первых, принятие определенных утверждений (догматов), напр. о бытии и природе Божества, о том, что есть благо и зло для человека, и т.п., и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям (оцениваемым как «искушения»); во-вторых, личное доверие к Богу как устроителю жизни верующего, его руководителю, помощнику и спасителю во всех конкретных ситуациях, посылающему страдания и предъявляющему трудные требования для блага самого верующего; в-третьих, личную верность Богу, на «служение» которому верующий отдает себя (во всех языках, с которыми изначально связано становление теистической "религии",вера и «верность», а также «верующий» и «верный» обозначаются соответственно тем же словом). Столкновение веры с рационалистической критикой приводит к одной из трех позиций, выявляющихся в различных направлениях теологии: либо догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, сами не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений (максима "Августина "и "Ансельма Кентерберийского "«верую, чтобы понимать»), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать их, переводя на язык философских конструкций и нередко рационалистически переосмысляя (максима "Абеляра "«понимаю, чтобы веровать»), либо, наконец, с вызовом декларируется полная несовместимость веры с «немощным» человеческим разумом (максима «верую, ибо нелепо», ложно приписываемая "Тертуллиану",но находящая известные соответствия и у него, и у "Петра Дамиани",и отчасти у "С.Кьеркегора")"."
    Вторая позиция приводит к поглощению богословия идеалистической философией, третья – к разрыву между богословием и философией, поэтому ортодоксальная теистическая "теология "обычно исходила из первой позиции. Проблематика веры распространена в тех же границах, что и явление богословия: религии типа греко-римского или синтоистского язычества не знают понятия веры как внутреннего состояния и требуют от человека соблюдения ритуальных и традиционно-моральных предписаний и запретов; в "иудаизме"," христианстве "и "исламе "понятие веры почти совпадает с понятием религии (выражения «христианская вера» и «христианская религия» употребляются как синонимы).
    Переосмысление и изменение функционирования концепта веры можно найти в различных философских системах. Так, в философии Канта вера, оторванная от конфессиональной традиции, переосмысливается как позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо для обоснования морального императива (см. "Категорический императив").В 20 в. под влиянием "экзистенциализма "становится привлекательным понятие веры, не имеющей догматически сформулированного предмета или по крайней мере ориентированной в первую очередь не на него; оно артикулируется во внеконфессиональной философии (напр., у "К.Ясперса"),но может использоваться в конфессиональной полемике, напр. в споре иудаизма против христианства (Бубер М.Два образа веры. М., 1995), в споре современных направлений протестантизма против традиционных парадигм теологии (программа «керигматического» подхода у "Р.Бультмана")и т.п.
    Литература:
    
Buber M. Der Glaube der Propheten. Z., 1950;
    Rowley H.H. The Faith of Israel. L., 1956;
    Congar Y. La foi et la thйologie. Tournai, 1952;
    Jaspers К. Der philosophische Glaube angesichts der Offenbarung. Mьnch., 1962;
    Rahner K. Grundkurs des Glaubens, 12 Aufl. Freiburg, 1982;
    Biser E. Die glaubensgeschichtliche Wende. Graz, 1986.
    С.С.Аверинцев
    

    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia