Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Новая философская энциклопедия в 4-х томах..."

Артхапатти





(санскр. arthāpatti – вхождение в предмета – источник знания ("прамана"), признаваемый независимым в "мимансе" и "веданте". У Шабарасвамина в «Мимансасутра-бхашье» артхапатти – допущение единственно возможного объяснения проблемной ситуации. Классический пример: видя, что Дэвадатта не ест днем, но поправляется, мы приходим к убеждению, что он ест ночью (I. 1.5). Другой популярный пример: зная, что Чайтра жив, но не дома, однозначно предполагают, что он вне дома. Осознавая близость артхапатти к другим источникам знания, мимансаки позаботились об аргументации: артхапатти – необычное умозаключение, ибо между нахождением вне дома и существованием как таковым нет такой же необходимой связи (ср. "Ввяпти"), как между дымом и огнем. Различались два вида артхапатти – объяснение воспринимаемого факта (случай с Дэвадаттой) и смысла услышанных слов (слово «сожмите» в определенном контексте однозначно предполагает «губы»).
    В.К.Шохин
    
    

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia