* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
*Типы художественных концептов
цию в рамках религиозно-философского дискурса «школы всеединства» в работе Е.В. Сергеевой (2002)); 2) персонажные и базовые текстовые концепты (они различаются на основе текстовых субъектных сфер персонажей и автора) (Чурилина, 2003); 3) ключевые концепты и концепты-локативы (выделяются с учетом их эстетической роли в рамках конкретной текстовой системы); слов-ные, сверхсловные, текстовые (дифференцируются по средствам репрезентации); узуальные (типовые) и индивидуально-авторские (отличаются степенью оригинальности); отдельные концепты, концептуальные пары, концептуальные структуры, гиперконцепты (дифференцируются в структурном отношении) (Болот-нова, 2003[г], с. 202); 4) концепты-универсалии, лингвокультур-ные концепты и концепты-уникалии (выделяются в зависимости от аспектов исследования: «универсологического, лингвокульту-рологического, личностного») (Гершанова, 2003, с. 10); 5) концепты с чувственным ядром, концепты-гештальты, топологические (образно-схематические), эмоциональные (дифференцируются на основе связи с типами ментальных репрезентаций) (Тарасова, 2003, с. 234) и т.д.
В рассмотренных видах художественных концептов, несмотря на их терминологическое различие, есть общее (ср. макроконцепты и гиперконцепты; микроконцепты и концепты-локативы; узуальные (типовые) и концепты-универсалии; ключевые (базовые) концепты и концепты-доминанты; индивидуально-авторские концепты и концепты-уникалии.
Есть иная типология художественных концептов, предложенная в работе Л.В. Миллер (Миллер, 2000), где они дифференцируются «на основе смысловых доминант»: 1) концепты непосредственно личного отношения («тоска», «вера» и др. концепты чувства); 2) концепты, понимаемые опосредованно, через общество («историческая личность»); 3) аксиологические концепты; 4) стандартизированные этнокультурно-обусловленные интерпретации («лишний человек», «тургеневская девушка»).
Изучение художественных концептов и их видов является актуальной задачей современной теории текста.
301