* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Соотношение поэтических и прозаических текстов
ющейся в нем инвариантной языковой информации. Изучая структуру, семантику и прагматику текста в аспекте стилистического узуса и идиостиля автора, учитывая при этом языковую личность читателя (его лексикон, семантику, грамматику, тезаурус и праг-матикон), согласно известной концепции Ю.Н. Караулова (1987), можно говорить о смысле текста. Смысл текста всегда содержит личностные, субъективные особенности его отражения в сознании читателя.
Исследуя смысловую структуру текста в соотнесенности с широким культурно-историческим и литературным контекстом эпохи и творческой эволюцией автора, изучая образный строй и идейно-художественные особенности конкретного текста, можно судить о его художественном содержании. Таким образом, путь к художественному содержанию текста лежит через систему его смыслов, структурированных особым образом и формирующихся на основе семантики текстовых единиц и текста в целом, отраженных в сознании читателя (см.: *Смысл текста; *Семантика текста; *Содержание художественного текста).
Соотношение поэтических и прозаических текстов. Среди ярких особенностей поэтических текстов исследователи отмечают «затрудненность, заторможенность» языка поэзии (Шкловский, 1919, с. 113), которая «требует своего кода и шифра» (Гальперин, 1974, с. 95); подчеркивают значимость звуковой стороны речи (ритма, рифм, метра, размера) и эмоциональное отношение к звукам (Ов-сянико-Куликовский, 1910, с. 182; Якубинский, 1986, с. 170 и др.); особую роль иносказаний (Потебня, 1976, с. 341); высокую степень энтропии (Гальперин, 1974, с. 159) и авторской субъективной интерпретации отрезка реальной действительности (Черну-хина, 1987, с. 6). Поэтические тексты могут дифференцироваться не только по жанровому признаку. «Сопоставлять можно степень и тип экспрессивности поэтических текстов, склонность поэта к созданию эффекта неожиданности, семантику образов лирических героев и т.д.» (Чернухина, 1987, с. 4).
201