* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Соотношение понятий система и структура
Соотношение понятий система и структура. В трактовке системы и структуры представляется целесообразной точка зрения В.М. Солнцева. Он определил систему как «некоторый объект в целом, включающий в себя элементы и взаимосвязи элементов, а структуру — как совокупность внутрисистемных связей, или, что то же самое, как внутреннюю организацию, упорядоченность объекта, поскольку между системой (объектом) и структурой следует проводить различие. Структура не равна объекту в целом. Структура есть объект минус составляющие его элементы или система минус элементы системы» (Солнцев, 1971, с. 26). Сходно определяется структура в работах по литературоведению. Так, В.С. Баевский рассматривает структуру литературного произведения как «особую организацию, взаимоотношение элементов литературного текста, при котором изменение одного из них влечет за собой изменение остальных» (Баевский, 1987[а], с. 426).
В «Стилистическом энциклопедическом словаре русского языка» (М., 2003, с. 531) структура текста трактуется как «форма существования его содержания, которой свойственны определенность, упорядоченность, членимость и целостность». С данным определением можно согласиться при условии признания того, что «форма содержательна, а содержание формально» (А.М. Пешков-ский). Структура текста не только выражает его содержание, но и отражает взаимосвязь элементов формального и содержательного плана текста (сравним выделение речевой структуры и композиционной; семантической и смысловой; логической и ассоциативной).
*Соотношение понятий семантика текста — смысл — художественное содержание. В соотнесенности понятий: семантика текста — его смысл — художественное содержание текста — наблюдается корреляция соответственно с лингвистическим, лингвосмысловым, стилистическим и литературоведческим видами анализа. Все они отражают разный уровены погружения в содержателыный план текста. Анализируя языковые средства и их организацию, можно судить о семантике текста на уровне име-
200