* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
*Соотношение лингвокультурологии и текстоведения
только «по горизонтали», но и «по вертикали», т.е. в сложной и глубокой перспективе целого текста в соответствии с его концептуальной заданностью. Глубинная смысловая структура текста отражает взаимосвязь отдельных смыслов разного ранга и уровня обобщения «по горизонтали» и «вертикали» в сознании адресата при восприятии целого текста в процессе его развертывания (см., например, анализ смысловых лексических парадигм в лирике М.И. Цветаевой в работах: Пушкарева, 1999; Бабенко, 2001). Глубинная семантическая и смысловая структуры текста основываются на поверхностных структурах, отличаясь от них степенью полноты и определенности в отражении концептуального содержания произведения. Формой репрезентации тех и других является прежде всего лексическая структура текста.
*Соотношение лингвокультурологии и текстоведения. Поскольку текст в последнее время рассматривается в культурологическом аспекте в связи с его комплексным филологическим изучением, необходимо соотнести два новых направления: лингвокультуроло-гию и текстоведение. Последнее определяется как основа речеве-дения, как комплексная интегративная наука о тексте, его видах, структуре, семантике и прагматике. Эти направления объединяет общая антропоцентрическая направленность, междисциплинарный характер; связь с культурой, включая интерес к культурной информации, закрепленной в языке, и изучение в нем диалектики традиционного и нового, а также коммуникативно-деятельностный подход к языковым фактам как проявлению культуры. Целью лингвокультурологии является изучение языка как феномена культуры народа. Цель текстоведения — исследование структуры, семантики, прагматики текста как единицы культуры (цель детализируется в зависимости от соответствующей области тексто-ведения). Предметом исследования в лингвокультурологии является языковая картина мира этноса как отражение его культуры (включая традиции, обычаи, менталитет, ключевые слова и концепты культуры). Предмет исследования текстоведения — языковая и концептуальная картина мира автора; структура, семантика,
198