* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
*Отношения контраста в смысловом развертывании текста
*Отношения контраста в смысловом развертывании текста. Универсальные отношения в смысловом развертывании текста, связанные с коммуникативно обусловленным противопоставлением смысловых признаков одного или разных элементов воплощенного в тексте художественного мира автора: Будет камень вместо хлеба // Мне наградой злой («Песенка»); Возникают, стираются лица, // Мил сегодня, а завтра далек (Ахматова А.А. «Подражание И.Ф. Анненскому») (см. подробнее: Болотнова, 1992[а]) (см.: *Смысловое развертывание текста).
Пафос литературного произведения. Важным элементом литературоведческого анализа является определение пафоса. Еще В.Г. Белинский связывал пафос с особенностями произведения и творчества писателя, с «идеей-страстью». В современном литературоведении к видам пафоса относят героику, трагическое, романтическое и др.
Пафос произведения во многом определяется принадлежностью автора к определенному направлению в литературе. С пафосом литературного произведения соотносится его эмоциональная тональность, которая может варьироваться, отражая динамику художественного развертывания текста. Различают минорную, мажорную, патетическую, лирическую и др. виды эмоциональной тональности текста.
Повествование — функционально-смысловой тип речи — «рассказ о событиях» (Горшков, 1996, с. 93). Среди видов повествования выделяют: 1) объективированное, нейтральное; 2) субъективное, пронизанное авторскими эмоциями; 3) сообщение (Солганик, 1997, с. 143 — 144). К лексическим средствам выражения повествования относят: 1) «обозначения места, действия, названия лиц и не лиц, производящих действия, и обозначения самих действий» (Солганик, 1997, с. 143); 2) слова, подчеркивающие последовательность действий (потом, затем и др.) (Капинос, Сергеева, Соловейчик, 1994, с. 70).
Морфологическими средствами, характерными для повествования, являются следующие: 1) «организующая роль принадле-
150