* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Метод исследования
ние возможных смысловых трансформаций и функций в исследуемом тексте.
При этом устанавливаемая исследователем связь с текстом-источником служит важным фактором для формирования эстетического смысла рассматриваемого произведения через приобщение к подтекстовой информации, содержащейся в нем (см. подробнее: Болотнова, 2006[б], 2007[в]).
Метод исследования. Существуют разные определения метода. В.И. Кодухов дифференцирует метод познания, методы-приемы и методы-аспекты. Среди основных «методов-аспектов» им выделяются описательный, сравнительный и нормативно-стилистический (Кодухов, 1974, с. 218). Описательный метод, например, трактуется исследователем как «система исследовательских приемов, применяемых для характеристики явлений языка на данном этапе его развития; это метод синхронного анализа» (Кодухов, 1974, с. 219).
Исследователи дифференцируют «метод» в широком смысле, определяя его как «способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни», и в узком смысле — как «прием, способ или образ действия» (Современный словарь иностранных слов..., 1993, с. 376).
Вопрос о типологии методов остается дискуссионным. Так, Ю.С. Степанов выделяет сравнительно-исторический метод (начало XIX в.), которому «соответствует определенная теория языка — сравнительно-историческое языкознание» (Степанов, 1990, с. 298), структурные методы (с 20-х годов XX в.), опирающиеся на системно-структурное устройство языка (в их перечень входят дистрибутивный анализ, семиотический, компонентный анализ), конструктивные методы (с начала 60-х годов XX в.), предполагающие конструирование теоретических объектов, включая моделирование, методы генеративной грамматики Н. Хомского, трансформационный метод, методы математического анализа, статистический.
Выделяются общие и частные методы. В языкознании, например, «частные методы начали создаваться только в XIX веке.
101