* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Метод интертекстуального анализа
типичной лексической и синтаксической сочетаемости слов, значимые для формирования образов и выражения авторской оценки. Особый интерес представляет сопоставительный анализ окказионализмов с узуальным употреблением исследуемых лексических единиц.
Метод интертекстуального анализа. Интертекстуальный анализ, интенсивно разрабатываемый в филологии последних лет (Н.А. Фатеева, Н.А. Кузьмина, И.И. Ковтунова и др.), был востребован давно. Данный метод относится к частным филологическим методам изучения художественных произведений, так как он используется в рамках отдельной области знания (текстоведения), прежде всего в литературоведении и стилистике текста. Применение этого метода особенно эффективно при наличии языковой, культурологической, литературоведческой компетенции исследователя, обладающего соответствующим тезаурусом.
Цель интертекстуального анализа — «определить ту позицию, которую занимает относительно источников создатель художественного произведения» (Смирнов, 1995, с. 6). Конкретизируя особенности интертекстуальных связей в художественной литературе, исследователь отмечает: «Специфика художественной интертекстуальности рассматривается в трех аспектах: идеологическом (трансформация тема-рематических связей антецедентов), семиотическом (трансформация знаково-референтных связей антецедентов) и коммуникативном (приемы, посредством которых литературное произведение указывает идеальному читателю на свою трансформационную историю)» (Смирнов, 1995, с. 5).
При использовании интертекстуального анализа объектом наблюдения становятся не просто заимствования и различные литературные влияния, а «семантические трансформации, совершающиеся при переходе от текста к тексту и сообща подчиненные некоему единому смысловому заданию» (Смирнов, 1995, с. 5).
Интертекстуальный анализ включает следующие этапы: 1) выявление эстетических сигналов «чужого» в рассматриваемом тексте; 2) определение их статуса; 3) проведение систематизации; 4) анализ многоаспектных связей с текстом-источником; 5) изуче-
100