* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Ключевые слова
Столь же важна текстобразующая категория адресата. Именно адресату предназначен текст в расчете на его творческое восприятие. «...Художественное произведение задано читателю не как система положительного содержания, а скорее как известная схема и загадка, которую читатель должен еще дополнить и разгадать в конкретно-смысловом плане», — писал В.В. Виноградов (1971, с. 9). На этапе порождения текста именно фактор адресата ввиду коммуникативного характера текста обусловливает выбор автором общей коммуникативной стратегии и тактики, включая отбор и организацию языковых средств. С учетом адресата, включая его разные параметры (возраст, пол, уровень образования, сферу профессиональной занятости и т.д.), может модифицироваться форма выражения одного и того же содержания в тексте. Коммуникативно-прагматические нормы, например ориентация на максимы Грайса: «качества» («говори правду»), «количества» («делай свой вклад в речевое общение настолько информативным, насколько необходимо»), «релевантности» (отражающей соответствие теме) и «манеры» («говори ясно»; «говори последовательно»), — всегда соотносятся с фактором адресата. Более подробно о категории читателя в связи с нормами восприятия текста см. (Болотнова, 1992, с. 54 — 60, гл. IV) (см.: Текстовые категории; Текстовая категория диалогичности).
Ключевые слова. К ним относятся намеренно актуализированные автором в тексте слова и сверхсловные образования, важные для выражения его темы и идеи, служащие своеобразной «точкой контакта» между автором и читателем. К ключевым единицам текста принадлежат, например, названия произведений (сравним: «Отцы и дети», «Дым», «Дворянское гнездо» И.С. Тургенева, «Обрыв», «Обломов» И.А. Гончарова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Реквием» А.А. Ахматовой и т.д.). Ключевые лексические единицы составляют основу текста, являются узловыми звеньями в его смысловом развертывании. Остальные слова служат маркерами ключевых элементов, вспомогательными средствами, участвующими в поддержке текстовых ассоциатов, рождаемых ключевыми единицами. Как субъективный лингвистический фак-
51