* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Категории и факторы текстообразования
определяющие и стимулирующие отбор и организацию языковых средств, необходимых для построения текста (Купина, 1983, с. 38 — 39). Категории текстообразования в отличие от факторов текстообразования имеют не только большую значимость в первичной коммуникативной деятельности, но и обобщающий детерминирующий характер: они определяют факторы текстообразо-вания.
Перечень категорий и факторов текстообразования по сути своей остается постоянным независимо от специфики текстов, однако их содержательная сущность и целевое предназначение меняются в зависимости от жанрово-стилевой специфики текстов и субъективных факторов, значимых в процессе общения. Поскольку при коммуникативном подходе к тексту исследователя интересуют не текстовые категории вообще, а текстообразующие категории, отличающиеся антропоцентрической сущностью, универсальностью, глобальностью, в качестве основных категорий текстообразования выделим образ автора и адресата.
Какой бы текст ни создавался, образ автора — его творца — определяет все элементы структуры (тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств и т.д.). Разработанная В.В. Виноградовым применительно к эстетической сфере концепция образа автора остается актуальной для теории текста в целом. В чем суть этой концепции? Образ автора рассматривается исследователем как синтезирующая основа художественного текста, как концентрированное воплощение «сути произведения», объединяющего «всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем-рассказчиком или рассказчиками и через них являющегося идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» (Виноградов, 1971, с. 118). Актуальность данной теории связана с тем, что именно автор с присущей ему системой ценностных ориентиров и информационным тезаурусом, целями и мотивами является двигательной силой, создающей систему любого текста. «В образе автора, как в фокусе, сходятся все структурные качества словесно-художественного целого» (Виноградов, 1971, с. 210).
50