
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
300 ОЯОДОРЪ ЮАННОВИЧЪ. люди. После общественныхъ классовъ особый нвтересь дредставляюгь статьи Судебника 1589 г., относящаяся къ сельскому быту вообще и къ крестьянамъ земле-вашцамъ въ особенности. Здесь прежде всего следуегъ отметить заботу о сель-скомъ хозяйстве и разныхъ промыслахъ и объ исправности путей сообщетя. Особенно характерны статьи, регулируюшдя строй древне-русссой северной крестьянской общины и особой въ этой общине формы землевладения т. наз. сшгадниче-ства». Если принять въ соображение, что русски северъ никогда не зналъ вотчин-наго и номещичьяго крепостного права, то статьи Судебника 1589 г. о крестьян-скомъ отказе и переходе въ Юрьевъ день и получаютъ особо важное значеше: оне касаются крестьянскаго отказа и перехода на земляхъ мовастырскихъ и вольныхь общин-ныхъ (черносошныхъ). Укажемъ въ заключение на следуювця еще важныя стороны Судебника 1589 г.: 1) этотъ Судебникъ, несмотря на то, что не былъ офищалъ-нымъ судебникомъ въ Московскомъ государстве после Судебника 1550 г.—имелъ все-таки некоторое применеше на практике въ судебныхъ решешяхъ северной Руси, •2) онъ совсемъ не былъ известенъ въ другихъ облаотяхъ Московскаго государства, а потому не знали его и составители Уложения 1649 ?? Покоренге Сибири и ооновакге иошхъ ?ородовъ и остроговъ. Покореше Сибири, начатое при 1оанне Грозномъ, закончилось при Оеодорй. Въ 1585 г., уже после гибели Ермака, московское правительство отправило въ Сибирь стрельцовъ съ воеводами и огнестрельными оруд1ями. Стали строить крепости и города; прежде всего была построена Тюмень, затёмъ Тобольску где воздвигли первую христианскую церковь въ Сибири. Къ Тобольской крепости подотупилъ одинъ изъ сибирских* князей Сейдякъ; московские воеводы взяли его въ пленъ со всемъ обозомъ в богатствомъ, и съ тЬхъ поръ городъ Искеръ опуетелъ, а Тобольскъ сделался новой столицей Сибири, Въ 1591 г. сибирстй воевода кн. Кольцовъ-МосальшЙ ходилъ противъ хана Кучуыа; блмзъ озера Чили-Кула онъ истребилъ большую часть его конницы, захватилъ двухъ женъ его и сына Абдулъ-5аира. Отъ имени беодора Тоанновича Кучуму было предложено оставить его ца-ремъ въ Сибири, если онъ явится въ Мо- скву съ изъявлешемъ покорности, но Ку-чумъ не шелъ ни на кашя уступки. Между темъ воздвигались новые города; въ 1592—96 г.г. были построены: Пелымъ, Ве-резовъ, Сургугъ, Тара, Нарымъ и КетскШ острогъ. Кроме ратныхъ людей, стрельцовъ и казаковъ, посылались въ Сибирь и земледельцы изъ Перми, Вятки, Каргополя и областей Московских^« чтобы завести въ удобныхъ местахъ пашню. Подвигаясь въ Сибири все более и более на востокъ и постепенно покоряя сибирскихъ инородцевъ, правительство царя веодора 1оанновича въ то же время зорко следило за укреплен]емъ русской власти среди поволжскихъ инородцевъ и предпринимало целый рядъ меръ какъ для защиты Московскаго государства отъ набеговъ степняковъ съ юга и съ юго-востока, такъ и для защиты его запад-ныхъ границъ. После усмиротя черемисъ построены были на горной и на дуговой стороне Волги крепости: Дивильскъ, Уржумъ, Царевъ-городъ на Кок,шаге (нынешнШ Ца-ревококшайскъ), Санчурскъ и др. и населены русскими. Въ Астрахани въ 1589 г. возведена была каменная крепость; выше ея, по Волге построены Самара, Царицынъ и Саратовъ. Для того, чтобы обезопасить себя отъ набеговъ ногаевъ и крымскихъ татаръ, начали строить оотроги и проводить сгорожевыя линш въ степи, которая рекою Дономъ делилась на восточную или ногайскую и западную или крымскую. Ногайская сторона была защищена лесами, тянувшимися по реке Цне, а потому на ней построили меньше укрепленШ; по крымской линш расположили остроги преимущественно въ техъ местахъ, черезъ которые проходили крымцы, на т. наз. бродахъ и перелазахъ. Въ степи возникли: Курскъ, Ливны, Елецъ, Воронежъ, Велгородъ, Осколъ, Валуйки и Кромы. На отделенномъ Яике, въ Башкирии, построена Уфа. Война съ Баяор1вмъ навела на мысль, что следу отъ укрепить Смоленску а потому въ 159fi году тамъ построили каменную крепость. Въ конце декабря 1597 г. царь Оеодоръ 1оанновичъ занемогъ, а 7 января 1598 г. скончался, летописныя сказашя различно переда-ютъ предсмертную волю царя относительно назначешя преемника. По свидетельству однихъ, передъ самой кончиной 9е-! одоръ сказалъ: «въ царстве воленъ Богь»; ? Ирине было решено между ни-