
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
500 каразинъ—карамзина затгъ не пользовался особынъ еочувстюемь общества, среди котораго жиль, но за этвмъ недостаткомъ вившей гибкости вгь немъ скрывалась неизменная твердость въ исполаеши того, что онъ считалъ нравственнымь свонкъ долгомъ. «Гожосы. 1879 г., cPjoeeit Календарь» А. С. Суворов», яа 1880 г. Карамзину Николай Михайловычъ, исторштрафъ, род. 1 декабря 176 ?? г., уя. 22 маа 1826 г. Онъ лринадлежадъ къ дворянскому роду, ведущему свое проис-х о® дет с отъ татарскаго мурзы, по имени Кара-МурЪа. Отецъ его симбирскШ поме-щнкъ, Михаилъ Егоров ичъ, служилъ въ Оренбурге при IL И. Неплюеве и вышелъ въ отставку капитаномъ; женатъ овъ былъ на Екатерине Петровне Шзухиной; вторымъ сыномъ, рошденнымъ отъ этого брака, былъ Ннколаи Михайловича Родился онъ въ селе Мрхайловке, ныне самарской губернш бузулукскаго уезда, и младенцемъ увезенъ были, въ село Знаменское, симбирской губерний и свмбирскаго уезда. Матери овъ лишился очень рано и едва ее помнилъ, хотя ? сохранить особое благоговевie къ ея памяти. Въ 1770 г. отецъ его жевался ко второй разъ на тетке И. IL Дмлтршва, о которой не сохранилось нсткакихъ сведении; мы знаемъ, что отъ нея у Михаила Егоровича было несколько детей, изъ которыхъ съ сестрою Мареою былъ друженъ Николай Михайловичъ; но долго ли жнда вторая жена ?. Е. Карамзина, имела ли какое либо вз!яше на пасынка, мы не знаемъ. Сведешя о детстве Карамзина сохранилась отчасти до запиекахъ ??. И. Дмитр1ева, а частш (хотя и въ романической форме, ео съ справедливою основdio, что подтверждается собственными рассказами Карамзина блншшъ людпмъ] въ повести; «Рыцарь нашего времени». Въ этой понести встречаемъ круга. просто-душныхъ друзей и соседей Михаила Егоровича, отставных ъ военныхъ, образовак-ныхъшло, по исполнеаныхъ понятШ чести, которыя такимъ образомъ перешли къ сыну отъ отца, Библютека романовъ, оставшихся после матери, была первымъ чтешемъ героя повести Леона, лишь только онъ выучился грамоте у дьячка. Погодинъ верно замечаетъ, что если бы Карамзинъ не про-челъ этихъ романовъ въ детстве, онъ не аналъ бы ихъ даже по назаанш. Такое iTesie развивало въ мальчике мечтательность, за то романы эти своимъ хотя сентл- мешэдьнымъ, но нравоучительньшъ на-правлешемъ укрепили въ немъ вЬру въ непременное торжество добра. Впрочемъ окъ читаль и не одни романы: но собственному его ? оказан ш. тогда же прочелъ онъ и Римскую исторш (должно быть Ролленя). Религиозное чувство укрепилось въ Карамзине стран нымъ случаемъ: разъ ВО время прогулка съ дядькою онъ встретилъ медведя; вдругъ ударидъ громъ и убилъ медведя. Припоминая &тогь случай, Карамзинъ говор ? лъ (1792 г.): «еей ударъ былъ осшь вашемъ моей религш». Въ 1773 г., узнавъ о нападет« на ихъ деревню пугачевдевъ, Михаилъ Егоров ичъ уёхалъ и гЬмъ спасся отъ погибели. На одинадцатомъ тоду жизни Карамзина на него, какъ на хоро-шенъкаго мальчпка, обратила впямаше соседка ихъ, Пушкина (имя сообщаетъ Сер-биновичъ на основан!я словъ нсторюграфа) и начала воспитывать его по светски: учить по французски, баловать, приучать къ светскимъ пр1вмамъ, ласкать.(Оба эти обстоятельства: и ударъ грома и соседка, вошли въ повесть с Рыцарь нашего времени»). Влз-я hie это продолжалось, кажется, не более года; отецъ, по вероятному соображению Л. И. ГГоливавова, испугался такого направлешя и, по совету своего соседа Теряева, отдалъ сына въ Симбирскт. въ нанс'юнъ Фовеля, где онъ учился по-французски; не къ тому-ли времени относится показано Дмитр1ева, что по-н'Ьмецки Карамзинъ учился въ Симбирске у доктора, фамилии котораго Дмйт-р!евъ не сообщаешь, а хвалить кроши й чистый его характера Въ Симбирск^ Карамзннъ пробылъ недолго и былъ, по совету того же Теряева, отвезенъ въ Москву и отданъ въ пашмонъ профессора Шадена. Это случилось после 1776 года, какъ можно догадаться по словамъ самого Карамзина, что въ лан cione онъ след ил ъ за освободительною Американскою войною, Шаденъ, но свидетельству совремснниковъ, былъ хо-роппй, нравственный, образованный человекъ и умный преподаватель- Въ своихъ академическихъ рйчахъ Шаденъ разни валъ мнопя изъ техъ мыслей, которыя впослед-ств1и встречаемъ у Карамзина. Онъ является защдтникомъ семьи, требуетъ отъ нея нравственности и образовашя, въ которомъ релипя должна занимать первое место, Релипя, по его мнешю, начало мудрости, безъ нея нетъ счастся. Изъ формъ государственнаго устройства онъ лред-почиталъ монарх1ю, въ которой давалъ