
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
400 БРЮЛЛО - БРЮЛ ЛОВЪ. 1S50 г., при переходе мозаическаго отд^-леюя въ составъ академш художествъ, Брюлловъ быль назначенъ одннмъ изъ членовъ комитета для предварительных^ раб отъ по составленш штата а положения мозаическаго отд'Ьленш. Съ 1850 г. Бршл-ловъ почти оставилъ практическую} деятельность и посвятплъ себя отчасти профессуре, отчасти теоретически - научной разработка некоторыхъ спещально-архи-тектурныхъ вопросовъ, какъ напр. вентиляция и отоплете, устройство госпиталей и т. под. Въ 1857 г., за отъЪздомъ за границу ректора архитектуры К. А. Тона, Врюлловъ исполнялъ его должность (еще раньше онъ исполнялъ обязанность кон-ференцъ-секретаря академш). 15 января 1871 г. въ академш Художествъ торжественно праздновался пятидесятилетий юбилей художественной деятельности Брюллова, собравшей много почитателей таланта заслуженная профессора; по случаю этого юбилея бша выбита медаль, на одной стороне которой былъ изображена пор-третъ художника, а на другой—знамени г1йшее изъ его сооруженШ—Пулковская обсерватория. Въ этомъ же году Врюлловъ вышелъ въ отставку. Академ1я очень высоко ценила художествеяный авторитета Брюллова: многократно поручала она ему давать отзывы относительно различныхъ сочинешй по Teopin и aciopiii искусства, проэктовъ, художественныхъ произведенШ, педагогическихъ системъ въ относящихся къ искусству наукахъ и т. под., и свои р'Ьшешя и поступки сообразовала въ такихъ случаяхъ исключительно съ отзы-вомъ Брюллова. 11о выход-b въ отставку, Брюлловъ велъ, главнымъ образомъ, кабинетную жизнь. Въ течение н-Ьсколькихъ иослёднихъ л-Ьтъ жизна онъ серьезно изу-чалъ высшую математику, пристрастился къ геологщ и вообще естественнымъ нау-каыъ; до посл'Ёднихъ дней онъ сл^дилъ за успехами архитектуры а сохранилъ свежесть ума, живую л разностороннюю наблюдательность. Брюлловъ является однимъ изъ наиболее крупныхъ деятелей въ исторш русской архитектуры. Его работы, помимо основательной и обдуманной планировки, обнаруживают^ тонкость художественная вкуса, а также смелость и красоту композпдш и грацюзную легкость въ распоряжении внешними формами. Эти качества работъ Брюллова являются осо-' бенно цйнньши, если принять во внима- те тЬ узк1е и одностороннее взгляды и требования, которыя господствовал и въ области архитектуры въ тридцатыхъ годахъ XIX етол1тя и позже. Посвятпвъ себя исключительно архитектурной деятельности, Брюлловъ занимался живописью и рисовашемь сравнительно въ незначитель-ныхъ размерахъ, и то, главнымъ образомъ, до отъезда своего изъ Poccin и въ пе-ршдъ пребывашя за границей. Однако его работы этого рода обнаруживают^» въ немъ зам'Ьча.тельнаго художника-рисовальщика и акварелиста. Еще во время обучешя его въ академш художествъ, MHorie считали его лучшпмъ рисоиалыци-комъ, нежели его брата Еарла. Б.шзк1Й но духу Галакшнову и Мартынову, онъ пи-еалъ не только портреты, отличаюпцеся зам^чательнымъ сходствомъ, живостью и изяществомъ, но и .массу лптографическпхъ и акварельныхъ пейзажей (среди нпхъ значительное количество видовъ петербургскихъ окрестностей), жанровыхъ сценъ и другого рода рисунковъ. Beb эти работы поражаютъ мастерский техникой, а такаю замечательною тонкостью рисунка. У сына : А. П. Брюллова—И. А. Брюллова (въ Петербурге) имеется несколько альбомовъ, зашгочашщихъ въ себ'Г. превосходные 1 ландшафтные, жанровые и иные рисунки А. П. Брюллова акварелью, перомъ. ка-: рандашомъ, eeniefi и т. д. Одинъ изъ лучшихъ картоновъ Брюллова изображать гулянье на Елагиномъ острове въ тихЩ майшй вечерь, съ прелестными ми-шатюрными фигурками прогуливающейся подъ звуки оркестра толпы. Замечательно также изображение саардамской хижины Петра Великаго, которую художник* посЬ-тилъ при проезде черезъ Голландш. Наибольшая часть картинъ и рисунковъ Брюллова находится за границей, пъ рукахъ , частныхъ лицъ. ??. Н. Петрова, Для нсмаогихъ. ( 'печальный замьтка по генеалогии и геральдик'Ь, исторш, археолог!« и искусству, Спб., 1871 г., стр. 1 — 7 (с,а. 4Всем1рную иллюстрацию», 1871 г., № 116, : стр. 184—185).·—«Александр·!, Павлович-!» Брюлловы («Зодчий^ 1877 г., J® 1, стр. 9 — 10.) — «Архивъ Брюлловых*.»^ редакщя я прям-йчатя ¦ И. А. Кубасова, Спб., 1900 г.—П. Н. Петрова,, Оборникъ матер!аловъ для истории Академш Художествъ, Саб., томы I, II и Ш.—Уицяйгопед. словари Брокгауза Ефрона и Березина.—«Большая Энцпклопед!я», изд. т-ва «Просв^щемо».— А. Бенуа, Иетор1я русской жиеописи въ XIX в. (1-й выпускъ «Истории живописи въ XIX в-бки» 1 над. т-ва «Знате»), Спб. 1901 г., стр. 52, 72.—