Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Филофей Успенский





Филофей Успенский

(Тимофей Григорьевич) - митрополит Киевский и Галицкий.

Родился 15 января 1808 года в селе Закобякине Ярославской губернии в семье причетника.

Первоначально учился в Ярославской духовной семинарии.

В 1828 году поступил в Московскую духовную академию.

19 августа 1832 года окончил академию первым магистром и как лучший ученик оставлен в ней бакалавром по предмету церковной словесности.

В том же году 13 ноября пострижен в монашество; 19 ноября рукоположен во иеродиакона; 20 ноября - во иеромонаха.

В 1833 году переведен в класс богословских наук. Получил звание соборного иеромонаха и действительного члена академической конференции.

18 августа 1838 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию по предмету нравственного и пастырского богословия и исполняющим должность инспектора.

30 мая 1839 года возведен в сан архимандрита и 30 октября назначен инспектором Санкт-Петербургской академии.

С 24 мая 1842 года - ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

1 июля 1842 года переведен ректором Харьковской духовной семинарии и управляющим Куряжским Старо-Харьковским монастырем. Но, по рекомендации митрополита Московского Филарета (Дроздова; 11867, память 19 ноября/2 декабря), 28 сентября назначен ректором Вифанской духовной семинарии.

С 24 декабря 1845 года - управляющий Московским Златоустовским монастырем.

С14 марта 1847 года - ректор Московской духовной семинарии, а с 22 мая того же года - настоятель Московского Высокопетровского монастыря.

18 декабря 1849 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии.

19 августа 1853 года назначен епископом Костромским и Галичским.

В 1855 году вместе с другими иерархами принимал участие в короновании императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны, при этом получил в дар панагию, украшенную драгоценными камнями.

15 февраля 1857 года переведен на старейшую кафедру в Тверь.

В 1859 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, где был почти непрерывно до 1868 года, за исключением нескольких летних месяцев, когда был увольняем для устроения дел епархии.

23 апреля 1861 года возведен в сан архиепископа.

5 мая 1876 года, по смерти митрополита Киевского Арсения (Москвина; † 1876), за высокие личные и архипастырские достоинства и особенно строгую подвижническую жизнь возведен в сан митрополита Киевского и Галицкого со званием священноархимандрита Киево-Печерской лавры. Избран в почетные члены Санкт-Петербургской академии.

В этом сане за ревностное служение удостоен многих высочайших наград.

Скончался 29 января 1882 года вследствие крайнего нервного потрясения при известии об убийстве императора АлександраИ 1 марта 1881 года.

Погребен в склепе церкви во имя Воздвижения Животворящего Креста, в Ближних пещерах лавры, перед Казанской иконой Божией Матери.

Наместник Киево-Печерской лавры сообщил А.Ф.Ковалевскому, что "никакого разложения не было заметно в теле святителя ни до, ни после погребения. Склеп не заделывали до сорока дней. Наместник ходил поклоняться телу святителя в 9-й, 20-й и 40-й день и находил его в прежнем нетленном состоянии. В 40-й день цело и светло было лицо святителя, как у новопочившего".

Крест на могиле митрополита Филофея был составлен из келейных его икон.

В течение десяти лет митрополит Филофей носил вериги.

Митрополит Филофей был человеком большого ума и всестороннего образования. Он не любил, по глубокому смирению, высказываться печатно, а потому и не печатал своих проповедей, как и вообще не любил много говорить.

Святитель строго соблюдал среду и пятницу даже в дни своей болезни. Однажды в среду ему подали суп на рыбьем бульоне, уверив, что рыбы тут нет. Он взял немного супу в ложку, понюхал, посмаковал и, отодвинув тарелку, сказал своему послушнику: "Не греши и меня в грех не вводи". Обед его ограничился несколькими ягодами отваренного чернослива.

Совершеннейший аскет по жизни, он отнюдь не вменял другим строгого аскетизма в непременную обязанность, считая это делом добровольного избрания и подвига. Всегда сосредоточенный и замкнутый в себе, он был доступен всем желавшим видеть его; никогда и никого не заставлял себя ждать, никогда не видно было раздражения или гнева на его лице, а всегда спокойный взор и готовность служить другим. Но всего выше была в нем его святая жизнь. Везде и всегда он жил келейно, уединенной жизнью, преимущественно сосредоточенной на подвиге молитвы, внутреннего самоиспытания и духовного совершенствования. Об этом благостном святителе с полным основанием можно сказать словами святого апостола Павла: В простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жил он в мире (см.: 2 Кор. 1, 12). Архипастырь воистину "благостный", воистину светильник Церкви.

Труды:

О достоинстве человека, раскрытом и утвержденном христианскою религией (магистерская диссертация). - М., 1832.

Литература:

Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Духовной Академии до ее преобразования. 1814-1870 гг. - М., 1879. Ковалевский А. Воспоминания // Тверские епархиальные ведомости. - 1882, № 16, 19 и в // Душеполезное чтение. - 1883. - Ч. 2, кн. 6, с. 154-191.

Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 году // Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 12 вып. - СПб., 1885-1912. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988- 1888]. - Киев, 1888, с. 118. Токмаков И. Историко-археологическое описание церкви села Оховец, Останкинского уезда, Тверской губернии. - 3-е изд. - М., 1889, с. 68.

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. - Петроград, 1916, с. 470. Родосский. А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814-1869 гг. - СПб., 1907, с. XX.

Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. - Одесса, 1913. - Т. 1, с. 26, 27. Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. - Сергиев Посад, 1897-1911. - Т. 2 и 3; 1902, т. 4; 1904, т. 5; 1906, т. 6; 1911, т. 9. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1403, 1405,1414.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1871 гг.). - М., 1872, № 323.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. - М., 1832-1891; 1882, с. 458.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 295, 414, 479. Дмитриевский А. А., профессор. Епископ Порфирий Успенский, как инициатор и организатор первой Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока (по поводу 100-летия со дня его рождения). - СПб., 1906, с. 111.

Владиславский В., протоиерей. Из воспоминаний о почившем в Бозе митрополите Киевском Филарете. - Тверь, 1882. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895 гг.). - СПб., 1896, № 323. Памяти в Бозе почившего высокопреосвященного Филарета, митрополита Киевского. - Киев, 1882.

Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. - Тверь, 1888, с. 138-159, 212, пр. 2, 281, прим. 2. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. - М., 1903-1912, январь, с. 164-174,181, 225. Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814-1914 г. - М., 1914, с. 262, 319, 565, 588. Труды Киевской духовной академии. - Киев, 1860-1917; 1876, сентябрь, с. 339-340. - 1877, февраль. - с. 2, 42-43, 46; март, с. 61, 73, 78-79, 633; июль, с. 177-178, 190-192; август, с. 227; сентябрь, с. 259-260, 290.

- 1878, май, с. 106-107; июнь, с. 143-148,155,175.

- 1879, январь, с. 5-6; февраль, с. 34, 62-67, 69-80, 275; апрель, с. 8. - 1879, май, с. 133; июль, с. 162, 173-174; август, с. 179,185-186,189-190. - 1881, май, с. 137-141, 154-155, 115-118, 130, 132; июнь, с. 167-169, 173-174; июль. - с. 186-187, 197; октябрь. - с. 233.

- 1882, июнь, с. 156-157,159-161. Прибавления к "Церковным ведомостям". - 1904, № 7, с. 244.

Душеполезные размышления. - 1884, с. 361, 366, 375. - 1885, с. 328-329.

- 1888, с. 477-479. Русский паломник. - 1909, № 21, с. 397. Исторический вестник. - СПб., 1885, сентябрь, с. 514. - 1888, ноябрь, с. 8. Известия по Казанской епархии. - 1868, № 2, с. 33.

- 1870, № 3, с. 71. - 1876, № 14, с. 409, 410. - 1880, № 11, с. 291; № 23, с. 598. - 1882, № 4, с. 65-66. Христианское чтение. - СПб., 1868, май, с. 728.

- 1869, июнь, с. 980. - 1872, май, с. 184; июнь, с. 207. - 1875, июнь-декабрь, с. 530. - 1876, ноябрь-декабрь, с. 529. - 1881, июль-декабрь, с. 92-95. Православный собеседник. - Казань, 1875, апрель, с. 334-461.

Самарские епархиальные ведомости. - 1867, № 17, с. 57.

- 1868, № 19, с. 417. Тверские епархиальные ведомости. - 1882, № 5-8, с. 16,17,19, 20, 22. - 1883, №13 и 14. -1884,№13,14 и 18. Киевские епархиальные ведомости. - Киев, 1882, № 3.

Тверские губернские ведомости. - 1876, № 52. Церковный вестник. - СПб., 1876, № 54. Духовная беседа. - СПб., 1876, № 21. Московские ведомости. - М., 1876, № 130. - 1882, № 35.

Московские церковные ведомости. - М., 1882, № 6 и 8.

Ярославские епархиальные ведомости. - 1882. - Кн. XXIII, с. 70,158. - 1883. - Кн. XXIV, с. 192. Душеполезное чтение. - М" 1882. - Ч. 1, кн. 4. Православное обозрение. - М., 1876, май, с. 203; июнь, с. 384. - 1880, ноябрь, с. 707. - 1882, февраль, с. 392-394. Русская старина. - СПб., 1888, март, с. 715. Рассказы из недавней старины // Русский архив. - М., 1889. - Кн. 3, с. 491-492. Московская духовная академия 1838-1842 гг. // Русский архив. - М., 1893. - Кн. 3, с. 45, 47.

Русский архив. - М., 1900. - Кн. 3. № 10, с. 239.

- 1904. - Кн. 1. № 1, с. 99,110. Журнал Московской Патриархии. - М., 1945. - № 1, с. 43.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12т./ Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. - СПб., 1900-1911. - Т. 10, с. 609-610.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. - СПб., б. г. - Т. 2, с. 1330, 2150, 2247. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 35 (кн. 70), с. 857.

Русский биографический словарь: в 25 т. - СПб.; М., 1896-1913. - Т. 21, с. 133-134.



Еще в энциклопедиях