* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
118 > Вся школьная программа в одной книге
Несмотря на некоторые свои недостатки, вече является уникальным институтом русской средневековой демократии, далеким предшественником современного российского парламентаризма и подтверждением демократических традиций русского народа.
Военная демократия — название формы политической организации общества догосударственного типа, возникшей в результате разложения первобытнообщинного строя. При такой форме политической организации верховная власть в племени (союзе племен) принадлежит князю, опирающемуся на дружину и жрецов. Власть князя, передаваясь по наследству, ограничена народным собранием (вече), которое составляли все вооруженные мужчины племени (отсюда и название — военная демократия), и старейшинами.
Глаголица — название древнеславянской азбуки (одной из двух), созданной в IX в. Кириллом и Мефодием — славянскими братьями-проповедниками. Эта азбука, отличная от кириллицы формой букв, в Х—XI вв. получила широкое распространение среди юго-западных славян.
Дружина — название отряда профессиональных воинов, который сначала формировался вокруг вождя племени, потом — вокруг князей. На дружину возлагались военно-полицейские и управленческие функции: княжеские воины ходили в поход на внешних врагов, подавляли всевозможные восстания против княжеской власти, собирали налоги, управляли хозяйством князя.
Духовенство — название сословия служителей культа, начавшего формироваться после крещения Руси в 988 г. и занимавшего привилегированное положение в социальной структуре русского общества. Данное сословие принято подразделять на белое (различные священники, дьяконы, которые жили в «миру») и черное духовенство (монахи-иноки, проживавшие в монастырях).
Дьякон — помощник священника, находящийся на низшей ступени церковной иерархии. Следующую степень священства после дьякона имел протодьякон, т. е. старший дьякон.
«Жидовствующие» — представители еретического учения, получившего широкое распространение в Москве и Великом Новгороде в конце XV — начале XVI в. и отрицавшего многие догматы православной веры, обряды, таинства и авторитет церкви в целом. В период своего становления ересь «жидовствующих» использовал великий князь Иван III в борьбе с экономическим могуществом Русской православной церкви, а потом начал гонения на ее