Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Лодий





Лодий, Петр Дмитриевич

(04.05.1764-10.06.1829) - философ, логик; д-р филос. и словесных искусств, проф. С.-Петерб. ун-та. Род. в Австро-Венгрии. Окончил Унгварский лицей (1787). С 1787 - проф. логики, метафизики и нравств. филос. Львовского ун-та, затем декан филос. ф-та. С 1801 занимал кафедру филос. и кафедру чистой и прикладной математики в Краковском ун-те, где читал филос., а также курсы теор. и ес-теств. истории. С 1803 - зав. каф. теор. и практич. филос. в С.-Петерб. пед. ин-те, а в 1819-1820 - декан филос.-юрид. ф-та и зав. каф. логики метафизики С.-Петерб. ун-та. Л. активно выступал за развитие науки и просвещения в России, против запрета преподавания филос. в учебных заведениях, заявляя, что это противоречило бы "здравому рассудку и правилам логики". Все это было расценено как посягательство на основы гос-ва и послужило основанием для гонения на Л., развернутого его начальством уже в 1820. В 1821 его перевели на заведование кафедрой теории общих прав, не допускали к преподаванию филос. и логики, на него писали доносы. Его труды не переиздавались. Его кн. "Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного" была названа "исполненной опасности по нечестии и разрушительных начал" и изъята из учебного процесса. Скончался Л. в Петербурге. Даже после смерти его имя упоминается в официальных бумагах, адресованных Николаю I, в связи с "философской историей мятежа" 14 декабря 1825. В филос. Л. занимал деистическую позицию, сводя к минимуму роль Бога в мироздании. Он выступал против низведения филос. до роли "служанки богословия", защищая автономность филос. как особой сферы знания. Отрицал божественный характер души и идеалистические представления о ее бессмертии. Развивая сенсуалистические взгляды на проблему познания, Л. одним из первых подверг критике априоризм и агностицизм И.Канта, прежде всего за отрыв чувственного от рационального, логич. от эмпирич. Л. считал, что мир существует сам по себе, "вне нашего ума", а знание возникает вследствие воздействия внешн. мира на органы чувств. На это знание опирается разум, и при помощи мышления человек глубже отображает мир, открывает его законы, проникает в "натуральные" законы и объективные законы об-ва. Он выступал против чисто формального "разумения", против отрыва резкого "разумения" от чувственности. Он писал: "Мысли без содержания (без предметов) пусты, и воззрения без понятий слепы. Ежели разумение есть способность мыслить о предметах чувственного воззрения, то о чем будет разумение мыслить, когда его совсем отделить от чувственности и прочих способностей? Ежели мысли без содержания пусты, то какова должна быть чистая логика, которая, отвлеченно от содержания мыслей, занимается одною только формою оных" ("Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного". СПб., 1815. С. 76). Л. считал логику филос. наукой, тесно связанной с теорией познания и с теориями частных, в том числе обществ. наук. Логикой же Л. называл совокупность правил, по к-рым "должно употреблять разумение в размышлении и различении истинного от ложного". Спец. по истории логики признают, что Л. первым в России сформулировал закон обратного отношения объема и содержания понятия, впервые дал краткую историю логики.

Л. разработал соц.-полит. учение о естеств. всеобщем гос. праве, философски осмыслив общие понятия права. Однако его работа "Естественное право народов" осталась в рукописи, как и "Полный курс философии", и, вероятно, эти работы погибли. Следует отметить также большую переводческую деятельность Л. Он перевел с латыни "Нравственную философию" Баумейстера (Львов, 1796), с нем. - "Частное естественное право" Цейлера (СПб., 1809), "Уголовное право" Фейербаха. Ч.1 (СПб., 1810). Все это имело большое значение для разработки общих проблем филос. и филос. права в России.

Соч.: Ономастикой. Львов, 1791; Логические наставления, руководствующие к познанию и различению истинного от ложного. СПб., 1815; Теория общих прав, содержащая в себе философское учение о естественном всеобщем государственном праве. СПб., 1828.

А.В.Пролубников



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia