Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биографический энциклопедический словарь..."

Журавский





Журавский, Дмитрий Иванович

(17 дек. 1821 - 18 ноября 1891) - рус. ученый и инженер. Родился в с. Белом Курской губ. В 1842 окончил Ин-т корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и принял участие в изысканиях и проектировании ж. д. между Петербургом и Москвой. Для мостов Петербурго-Моск. ж. д. было решено поставить деревянные фермы с железными тяжами по образцу т. н. ферм Гау, применявшихся в Америке. Ж. впервые разработал теорию расчета этих ферм, использовав ее при проектировании мостов через pp. Beребью, Волгу, Волхов и др. Мост через Веребью строился (1844) под руководством Ж. До него метод расчета таких ферм не был известен и их размеры назначались эмпирически, вследствие чего иногда

происходили расстройства и даже обрушения построенных мостов. Теория Ж. дала возможность сооружать и безопасно эксплуатировать раскосные фермы пролетами до 60 м. Кроме того, он исследовал распределение усилий между шпонками составных балок, изучил сопротивление поясов ферм растягивающим усилиям, установил необходимость вводить в расчет дощатых растянутых поясов площадь поперечного сечения досок нетто (т. е. за вычетом ослаблений болтами) и определил нормы сопротивления для сосны. За все эти исследования (опубл. впервые в "Журнале Главного управления путей сообщения и публичных зданий", 1850, т. 11, 1852, тт. 15-16, 1855, тт. 21-22) Ж. в 1855 удостоен Петербург. АН Демидовской премии. Ж. впервые (1855) дано определение касательных напряжений в изгибаемых балках. Ж. вывел формулу для определения скалывающих напряжений, учитываемых с тех пор при расчете балок, и показал, что в некоторых случаях разрушение происходит не от разрыва волокон в поперечном сечении бруса, как полагал Л. Навье, а от сдвига фибр, т. е. от нарушения сопротивления скалыванию. Позднее Ж. пришел к важному выводу о существовании в стенках изгибаемых балок косых усилий, направленных под углом к продольной оси балки и производящих при недостаточной устойчивости выпучивание стенки балки, доказав это испытанием картонных моделей.

Ж. предложил для моста через р. Оку между Москвой и Орлом новую систему деревянных ферм, состоящую из арочного нижнего пояса, раскосной решетки и прямолинейного верхнего пояса. Эта система была изучена им на модели в 1/20 натуральной величины (см. "Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий", 1864, т. 43). При восстановлении после пожара Мстинского моста (1870) Ж. были предложены и осуществлены подмости подкосно-веерной системы. При замене деревянного шпица собора Петропавловской крепости он применил железную конструкцию в виде восьмигранной усеченной пирамиды, связанной на различной высоте кольцами, и разработал метод ее расчета, введя понятие о "воображаемом раскосе".

Ж. занимался также общими вопросами строительства ж. д. в России (см. статьи в "Русском вестнике" и в "Современнике" за 1856). Им внесены предложения по испытанию рельсовой стали при пониженной температуре. В 1871-76 участвовал в переустройстве Мариинского водного пути и руководил проектированием новых приладожских каналов. Будучи в должности директора департамента ж. д. (1877- 1889), Ж. осуществил ряд мероприятий по усилению провозоспособности ж. д., в частности положил начало разработке ж.-д. тарифов.

Соч.: О мостах раскосной системы Гау, ч. 1-2, СПб, 1855-56; Общие соображения к проектированию деревянных мостов раскосной системы Гау с железными поясами, "Журнал Главного управления путей сообщения и публичных зданий", 1859, т. 29, стр. 283; О сложной системе, представляющей соединение арки с раскосною системою, там же, 1864, т. 43, стр. 165.

Лит.: Чествование памяти инженера Дмитрия Ивановича Журавского, "Известия Собрания инженеров путей сообщения", 1897, № 5; Люди русской науки, с предисл. и вступ. ст. акад. С. И. Вавилова, т. 2, М.-Л., 1948, Тimоshеnkо S. P., History of strength of materials, N. Y.-Toronto-L., 1953.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia