Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Шпенглер О.





ШПÉНГЛЕР (Spengler), Освальд (29.V.1880 – 8.V.1936) – немецкий философ, один из ведущих представителей ""философии жизни"". В 1908–11 – преподаватель гимназии в Гамбурге, с 1911 жил как свободный литератор в Мюнхене. Главная сфера интересов Ш. – философия культуры и философия истории. В кн. "Der Untergang des Abendlandes" (Bd 1–2, Münch., 1920–22, посл. изд. 1965; в рус. пер. – "Закат Европы", т. 1, М.–П., 1923) Ш. с исключительной силой выразил настроения пессимизма, охватившие европ. интеллигенцию в конце 1-й мировой войны, дав развернутое историко-культурологич. обос- нование идее "заката Запада". Отвергая идею прогрессивной эволюции, Ш. рассматривает всемирную историю как ряд автономных циклов, культур, каждая из которых проходит одни и те же стадии от рождения до смерти. Таких культур Ш. насчитывает 8: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско- арабская), "фаустовская" (зап.-европейская) и культура майя. Каждая культура замкнута, центрирована в самой себе и имеет свой собственный ведущий символ, к-рый может быть познан только интуитивно. Однако "морфология культур" позволяет вскрыть, по Ш., присущие им аналогии и сходства. Каждая культура возникает как духовное стремление, к-рое в период своего упадка перерождается в "цивилизацию". Для "цивилизации", в противоположность гуманитарной "культуре", характерны техницизм, милитаризм и бюрократия. Именно эти черты определяют, по Ш., кризис Запада, однако изжить их невозможно.

Философия истории Ш., уходящая идейными корнями в философию Ф. "Ницше" (идея круговорота, "вечного возвращения"), близка к взглядам Н. Я. "Данилевского" (хотя знакомство с ними Ш. не доказано). Социальный пессимизм Ш. и его требование принять неприглядную действительность эпохи империализма как "судьбу" были реакционны и объективно прокладывали дорогу фаш. идеологии, хотя сам Ш. уже с 1933 перешел в оппозицию гитлеровскому режиму (напр., кн. "Годы решений" – "Jahre der Entscheidungen", Münch., 1933). Идеи Ш. оказали большое влияние на развитие концепции истории как циклического процесса (А. "Тойнби" и др.).

Соч. (кроме указ. в тексте): Der Mensch und die Technik, Münch., 1931; Reden und Aufsätze, [3 Aufl.], Münch., [1951]; Urfragen. Fragmente aus dem Nachlass, Münch., 1965; в рус. пер. – Пруссачество и социализм, П., 1922.

Лит.: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.–Л., 1933, с. 214–70; Аверинцев С., "Морфология культуры" О. Шпенглера, "Вопр. лит-ры", 1968, № 1; Давыдов Ю. Н., О. Шпенглер и судьбы романтического миросозерцания, в кн.: Проблемы романтизма, М., 1971; Maнн Т., Об учении Шпенглера, Собр. соч., т. 9, М., 1960; Коn I. S., Die Geschichtsphilosophie des 20. Jahrhunderts, Bd 1, В., 1964, S. 174–88; Вaltzer Α., Philosoph oder Prophet? О. Spenglers Vermächtnis und Voraussagen, Neheim-Hüsten, 1962.

И. С. Кон. Ленинград.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia