Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Цикличности теории





ЦИКЛИ́ЧНОСТИ ТЕÓРИИ, круговорота исторического теории, – концепции обществ. развития, определяющим признаком к-рых является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяющимися во времени обществ. образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Ц. т. были многообразны. Это многообразие относится к установлению как субъектов обществ. развития (гос-во, локальная культура) и их общего числа, так и стадий ист. цикла.

Представление о жизни как вечном круговом движении было обычным и характерным для древности. У древних земледельческих народов оно было тесно связано с наблюдением за жизнью природы (повторяющиеся циклы смены времен года и др.). В антич. обществах были распространены представления о цикличной смене веков в связи с повторяющейся сменой положения небесных светил, якобы регулирующих земные события. Этот взгляд о циклическом развитии всего существующего в мире был перенесен и на смену политич. форм (в Др. Греции – Платон, Аристотель и особенно "Полибий"). Одной из важных предпосылок возникновения таких теорий была частая смена форм гос. власти в жизни антич. обществ. В Др. Китае (у "Сима Цяня") Ц. т. приняла другую форму – учения о циклической смене "принципов", на к-рых покоится гос. власть. Ц. т. были чужды идее прогресса (хотя в нек-рых из них уже намечалась мысль о том, что круговорот приносит с собой новое содержание, а не означает лишь простого повторения пройденного пути). Но они несли в себе зародыши научно-плодотворных мыслей, получивших развитие и обоснование лишь впоследствии (попытка рассмотрения обществ. изменений как необходимого, не зависящего от воли отд. человека процесса, догадка о единстве ист. процесса в смысле повторения различными народами аналогичных ступеней развития).

В средние века господствовал теологич. провиденциалистский (см. "Провиденциализм") взгляд на историю, несовместимый с Ц. т. Вновь эти теории получили распространение в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, использовавший, подобно антич. мыслителям, идею ист. круговорота для обоснования своего учения о закономерной и последовательной смене форм правления; Кампанелла). Развернутая концепция ист. круговорота принадлежит итал. мыслителю кон. 17 – 1-й пол. 18 в. Дж. "Вико", согласно к-рой народы в своем развитии проходят 3 постоянно воспроизводящихся этапа – эпоху богов (детство), героев (юность), людей (зрелость, высш. точка цивилизации). После Вико и вплоть до кон. 19 в. Ц. т. не получили сколько-нибудь заметного распространения. Господствующими в бурж. обществоведении стали идеи однолинейного и прямолинейного "прогресса" (просветители, позитивизм). Однако с нач. 20 в. Ц. т. выдвигаются в число влият. филос.-ист. бурж. концепций. Факт возрождения Ц. т. связан, с одной стороны, со сменой ист. оптимизма, присущего восходящей буржуазии, настроениями глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. системы, а с другой – с науч. несостоятельностью трактовки ист. процесса как плавной поступат. эволюции человечества, опровергавшейся успехами ист. науки и самим ходом всемирной истории, а также реакцией на европоцентризм прежних теорий. В этих условиях концепции поступательного эволюц. развития общества заменяются в буржуазной науке теориями, отрицающими всемирно-историческое прогрессивное развитие человечества, в т. ч. теориями циклизма.

Наиболее полно Ц. т. 20 в., рассматривающие историю человечества в качестве сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлены в философско-ист. построениях О. "Шпенглера" и А. "Тойнби". В них выдвигаются на первый план индивидуально-неповторимые стороны действительности и игнорируются общие закономерности развития. Последние подменяются произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-ист. систем. Это достигается с помощью релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный ряд" могут ставиться зап.-европ. общество и культура майя, Др. Рим и совр. капиталистич. общество. Если Шпенглер, Тойнби исходят из конкретных, локализованных во времени культур (цивилизаций), проходящих определенные циклы, то представители другой разновидности циклизма – П. "Сорокин", Ф. Нортроп, X. Ортега-и-Гасет исходят из смены типа культур в пределах одного и того же общества, различающихся по их ориентации, системе ценностей и т. п. Для собственно историков возрождение Ц. т. связано с тенденцией "модернизации" истории (наиболее крупный представитель циклизма среди историков – Э. "Мейер"). Ц. т. 20 в. глубоко реакционны. Ист. пессимизм, отрицание единства человеческой цивилизации и ист. прогресса, принятие в качестве критерия выделения культур (цивилизаций) только (или преим.) факторов духовной жизни – характерные их черты.

Марксистская наука отвергает как концепцию движения всемирной истории по замкнутым кругам, так и теории ее непрерывного механически-прогрессивного развития по прямой линии. Ист. материализм представляет ход всемирной истории как единый закономерный прогрессивный процесс смены общественно-экономич. формаций (см. "Формация общественно-экономическая"), в к-ром, однако, движение происходит не по прямой, а по спирали, т. е. нек-рые присущие прежним ступеням ист. развития элементы повторяются, но уже на новой, более высокой его стадии.

Лит.: Maркарян Э. С., Концепция общественного круговорота в философии истории, "ВИМК", 1957, № 2; его же, О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; [Араб-Оглы Э. Α.], Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Штаерман Е. М., О повторяемости в истории, "ВИ", 1965, № 7; Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, [2 изд.], М., 1972; Cairns G., Philosophies of history. Meeting of East and West in cycle-pattern theories of history, N. Y., 1962; Widgerу Α., Interpretations of history. Confucius to Toynbee, L., 1961.

Э. С. Маркарян. Ереван.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia