Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Цензура (термин)





ЦЕНЗУ́РА (лат. censura) – в классово-антагонистич. обществе система гос. контроля над содержанием печатных произведений, кинофильмов, радио- и телепередач, сценических выступлений с целью недопущения распространения учений, мыслей, сведений, противоречащих интересам эксплуататорских классов.

Репрессивные меры против неугодных эксплуататорской верхушке или одной из ее фракций произведений, устных выступлений и их авторов использовались гос. властью еще в древности. Известно, напр., что древнегреч. философы Анаксагор (ок. 500 – 428 до н. э.) и Протагор (ок. 480 – ок. 410 до н. э.), обвиненные в безбожии их политич. противниками, были вынуждены бежать из Афин, чтобы избежать наказания, а книга Протагора о богах была сожжена в Афинах. В Древнем Риме драматург Гней Невий (ок. 270 – 201 до н. э.) был заключен в тюрьму, а позже отправлен в изгнание за выпады против властей. Закон, принятый в нач. 2 в. до н. э., грозил наказанием за "диффамацию" римлянина в сценич. произв. Значительно усилились в Риме преследования (сожжение неугодных произведений) против распространителей "нежелательных" мыслей в период Империи – особенно при императорах Августе (изгнавшем поэта Овидия), Калигуле, Нероне, Домициане.

С наступлением эпохи феодализма выполнение функций Ц. сосредоточивается в руках церкви – идеологич. опоры феод. строя. Со времени первых вселенских соборов начинается сожжение еретических книг (напр., сожжение арианских книг императором Константином по постановлению Никейского собора 325 и несторианских книг по постановлению Эфесского собора 431). В 494 папа римский Геласий составил первый список запрещенных книг. В 1121 Суассонский собор заставил "Абеляра" публично сжечь свой "Трактат о триединстве", а в 1140 папа Иннокентий II распорядился о сожжении всех книг Абеляра. Особенно жестоким преследованиям подвергала церковь выступления (устные и письменные) "еретиков", открыто отвергавших сложившийся социальный порядок и церковную организацию, напр. выступления "альбигойцев", "лоллардов", гуситов, "анабаптистов"; в 1415 по постановлению Констанцского собора Ян "Гус" был сожжен вместе с его книгами, в 1416 сожжен его сподвижник "Иероним Пражский". Исключительно важную роль в ужесточении церк. цензуры сыграла "инквизиция".

Изобретение "книгопечатания" в 15 в. побудило католич. церковь придать более организованный и всеобъемлющий характер надзору за выходящей литературой. Распоряжениями папы Сикста IV (1471), Иннокентия VIII (1487), а также решением Латеранского собора (1512) вводилась предварительная церк. Ц. всей выходившей литературы. Католич. церковь безжалостно преследовала и уничтожала реформационно-гуманистическую литературу: произведения "Эразма Роттердамского", У. фон "Гуттена", И. "Рейхлина" и др. Подобной нетерпимостью отличались не только католики. Виднейший деятель "Реформации" Ж. "Кальвин" с таким же (если не большим) рвением боролся против распространения "преступных" религиозно- политич. учений. В 1559, в обстановке укрепления "контрреформации", папа Павел IV издал ""Индекс запрещенных книг"", к-рый с тех пор неоднократно пересматривался и пополнялся. В "Индексы запрещенных книг" были включены соч. Н. "Коперника", Г. Галилея, Дж. "Бруно", анабаптистские книги и прочая "безбожная" и "еретическая" литература.

Наряду с духовной Ц. с 16 в. в ряде стран распространяется Ц. государственная, действовавшая нередко в полном контакте с церковниками и расправлявшаяся с авторами "опасных" произведений с не меньшей жестокостью (сожжение на костре "крамольных" книг и их авторов и пр.). Во Франции гос. власть и духовенство препятствовали распространению произв. Мольера, Ш. Л. "Монтескье", Ж. О. "Ламетри", "Вольтера", Ж. Ж. "Руссо"; их произв. нередко издавались в обход Ц. анонимно либо под псевдонимом за границей или во Франции, но с фальшивым указанием места их выхода в свет. В Англии, где руководство Ц. было возложено на ""Звездную палату"", создатели неугодных власти произв. подвергались жестоким телесным наказаниям. Во время Английской бурж. революции 17 в., в годы господства приверженцев различных направлений "кальвинизма" – пресвитериан, потом индепендентов и в годы диктатуры Кромвеля менялась направленность цензурных преследований и ограничений, но Ц. оставалась крайне жестокой и становилась все более всеобъемлющей. В Германии гос. раздробленность и религиозно-политич. раздоры налагали отпечаток и на цензурную политику правительств; в Пруссии подробнейшая регламентация печати предусматривалась цензурным уставом Фридриха II.

В конце 18 в., накануне Великой франц. революции, идеологи буржуазии, выступившие против феод. деспотизма, провозгласили "свободу выражения мыслей" одним из неотъемлемых прав человека. Однако, придя к власти, буржуазия существенно ограничила сферу действия "свобод", в защиту к-рых она ранее выступала, преследуя как контрреволюционную печать, так и произведения печати, отражавшие интересы бедноты. Суровые преследования демократич. печати в годы господства термидорианского Конвента и Директории были еще больше ужесточены Наполеоном I. Реакция, воцарившаяся в Европе и поддерживавшаяся "Священным союзом" после разгрома Наполеона, находила свое проявление и в новых репрессивных законах о печати. В эти годы германская печать была задавлена "Карлсбадскими постановлениями 1819", а также другими цензурными правилами, на основе к-рых запрещались произв. Г. Гейне, вся литература ""Молодой Германии"", преследовались К. Гуцков, Ф. Фрейлиграт и др. поэты и прозаики, была в 1843 закрыта редактировавшаяся К. Марксом ""Рейнская газета"" (на ее страницах Маркс опубликовал свои блестящие статьи против прусской полицейской Ц.). В Великобритании преследование "возмутительных памфлетов" было подкреплено опубликованием в 1819 "шести актов для затыкания рта". Во Франции законы 1820 и 1822 ставили печать в полную зависимость от Мин-ва внутр. дел. Однако требование свободы печати не сходило уже с повестки дня. Оно постоянно выдвигалось силами демократич. оппозиции не только во Франции (где направленные на дальнейшее удушение свободы печати "Июльские ордонансы 1830" послужили непосредственным толчком к революции), но и в др. странах Европы. После революций 1848–49 предварительная Ц. в ряде западных стран была формально ликвидирована (в некоторых странах – еще раньше: в США в 1792, в Великобритании в 1794, во Франции в 1830), а "свобода печати" провозглашена конституционными законами. Однако преследования прогрессивной печати продолжались в различных формах (в т. ч. в форме последующей адм.-карательной Ц.), степень суровости к-рых зависит от различных факторов (устойчивость существующего социального и политич. строя; сила революц. и демократич. движения; многообразие средств воздействия на печать, помимо прямых цензурных ограничений, в руках правящей верхушки и др.).

В условиях гос.-монополистич. капитализма, когда средства издания и распространения произведений печати сосредоточиваются в руках нескольких монополистич. групп, гос-во часто передает свои функции монополистич. объединениям, осуществляющим "самоцензуру" в рамках формально провозглашенной "свободы печати". Поэтому борьба за подлинную свободу печати, против засилия монополий в издательском деле, в поддержку демократич. печати остается задачей демократич. и социалистич. сил во всех бурж. гос-вах. В странах с авторитарными или фаш. режимами, где преследование неугодных этим режимам произведений принимает нередко дикие, средневековые формы, подобные тем, к-рые практиковались в фаш. Германии (напр., сожжение книг), требование установления свободы печати занимает одно из важных мест в борьбе демократич. сил против этих режимов.

Социалистич. революции кладут конец бурж. Ц. Конституции социалистич. гос-в гарантируют трудящимся свободу печати, к-рая обеспечивается предоставлением типографий, запасов бумаги и др. материальных условий в распоряжение трудящихся и их представителей. Охрана гос. и воен. тайны в печати осуществляется в социалистич. странах специальными органами.

Н. С. Крылова. Москва.



Еще в энциклопедиях