Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Финансы в дореволюционной России и в СССР





ФИНÁНСЫ В ДОРЕВОЛЮЦИÓННОЙ РОССИ́И И В СССР. Финансы в дореволюционной России. Финанс. х-во в Др. Руси начало складываться вместе с появлением гос-ва (см. "Киевская Русь"). Осн. источн. доходов княжеской власти в 9–12 вв. были "дань", различные пошлины и натуральные повинности населения. Единицей этого первоначально нерегламентированного обложения были "дым" и "соха". Дань уплачивалась обычно продуктами с. х-ва и промыслов (меха, воск, мед и т. п.). Часть ее (ок. 1/3) князь брал на свои личные нужды, остальное расходовалось на содержание дружины, органов управления и ведение войн. Основой денежных поступлений в "казну княжескую" были пошлины и штрафы. Большинство составляли торговые пошлины – "вес" и "мера" – за взвешивание и измерение, "мыт" и "перевоз" – за провоз (через гор. заставы) и перевоз (через реку) товаров, "гостинная" и "торговая" – за право иметь склады и устраивать рынки. В пользу князя шли судебные пошлины – "вира" (ден. штраф за убийство), "продажа" (штраф за прочие преступления),

В период "монголо-татарского ига" в 13–15 вв. все население (кроме духовенства) вынуждено было платить в пользу завоевателей специальный денежный налог – "выход" с каждой мужской головы и со скота. В нач. 14 в. рус. князья получили право сами собирать "выход". Дмитрий Донской платил Золотой Орде ежегодно ок. 5 тыс. р., Василий II – 7 тыс. р. Начала складываться посошная система обложения (см. "Сошное письмо"), к-рая установилась к кон. 15 в. Для учета податного населения проводятся переписи и составляются "писцовые книги", позднее – "переписные книги". После падения монголо-татарского ига уплата "выхода" прекратилась. С образованием Рус. централизованного гос-ва дань превратилась в прямой налог с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей – данные деньги. Появились и новые прямые налоги: ямские, пищальные, на городовое, засечное и ямчужное дело. С сер. 16 в. на содержание стрельцов начала взиматься стрелецкая подать (натуральная и денежная), а на выкуп пленников – полоняничные деньги. С кон. 15 – нач. 16 вв. появляется "откуп" таможенных пошлин, в сер. 16 в. – "винные откупа".

Складывается система финанс. управления. Осн. налоги поступали в спец. ведомство, сложившееся в 50–60-х гг. 15 в., под названием "казна княжеская". Сбор новых налогов в 1-ю пол. 16 в. (ямских, пищальных, городовых и др.) был поручен "Приказу большого прихода". Здесь сосредоточивались и таможенные сборы, взимавшиеся таможенными старостами и целовальниками через таможенные избы. После ликвидации в сер. 16 в. "кормлений" сборы на содержание должностных лиц были превращены в особый налог – "кормленный окуп". Он собирался земскими старостами и передавался в Москву "кормленным" дьякам, при к-рых в 60–70-е гг. 16 в. создаются приходные кассы – "чети" (четверти), превратившиеся в нач. 17 в. в терр. приказы – "чети" (Новгородская, Галичская, Устюжская, Владимирская, Костромская). Финанс. функции имели в 16–17 вв. и др. приказы (Стрелецкий, Посольский, Ямской и т. д.). Сбор "ясака" с нерусских народов Поволжья и Сибири осуществляли приказы Казанский и Сибирский. Доходы с собственных земель великого князя (царя) поступали в Дворцовую избу (позднее – в Приказ большого дворца). При дворе митрополита, а затем патриарха существовал свой казначей (с 17 в. – Казенный патриарший приказ). В 1534 была проведена унификация денежной системы и "рубль" стал единой счетной единицей рус. гос-ва. Во 2-й пол. 16 в. многие налоги взимались в денежной форме. В нач. 17 в. возник "Приказ большой казны", в ведении к-рого находились сбор прямых налогов с гор. населения, занятого торговлей и ремеслами, и монетное дело (Денежный двор). К нему же перешли функции Приказа большого прихода, упраздненного в конце 17 в. Немалые доходы гос-ву давали печатные пошлины, взыскивавшиеся с учреждений и частных лиц за скрепление их документов "государевой" печатью. Эти операции осуществлял думный дьяк-печатник, к-рый находился при Казне, с конца 17 в. – Печатный приказ.

В 1679 было введено "подворное обложение" населения. Ряд прямых налогов (стрелецкие, данные, малые ямские, полоняничные и др. сборы) в 1672 был объединен в единую стрелецкую подать, сбором к-рой ведал Стрелецкий приказ. Взимание прямых налогов в городах и черных волостях проводилось выборными властями волостей посадов или специальными выборными сборщиками и целовальниками, в боярских, помещичьих и прочих частных владениях – приказчиками. Все сборы поступали в "земскую избу" или к воеводе (съезжая изба), оттуда передавались в соответствующий приказ.

Расширилась в нач. 17 в. система косвенных налогов. Появлялись все новые торговые пошлины, многочисленность к-рых затрудняла их учет и сбор. "Торговый устав 1653" и Уставная грамота 1654 отменили все торговые пошлины и ввели единый торговый налог по 10 денег (5 коп.) c 1 p. оборота. Меркантилистский "Новоторговый устав" 1667 установил высокие внешние таможенные пошлины, взимавшиеся только золотом или серебром. Пошлины взимались по системе откупов, а также через выборных таможенных голов и целовальников. Гос. "регалии" России включали в себя в 17 в. питейное дело – изготовление и продажу спиртных напитков. Доходы от этой винной регалии поступали в приказ Новая четверть (осн. в нач. 17 в.), иногда в приказы Большого дворца, Большой казны и даже Посольский. Дополнит. доходы давали гос-ву в 17 в. займы у монастырей, церковных иерархов и у купцов "Строгановых". Производилась и покупка иностр. монеты ("ефимков"), что было тогда наряду с привозным серебром осн. сырьем, для рус. денег, и перечеканка ее в русскую с более высокой номинальной стоимостью. В 1-й пол. 17 в. перечеканка давала 10% всех гос. доходов. Попытка пр-ва в 50-х гг. выпустить медные деньги с принудительным курсом серебряных вызвала рост цен, расстройство хоз. жизни и "Московское восстание 1662". Пр-ву пришлось отказаться от дальнейшего производства медных денег и изъять их из обращения.

В приказах все поступившие доходы заносились в "сметные списки", из к-рых составлялась ежегодная общая гос. роспись. К кон. 17 в. все налоги, кроме спец. натуральных сборов, стали денежными. Поступавшие в приказы налоги и сборы расходовались на содержание войска (денежное жалование помещикам, стрельцам, полкам "иноземного строя", покупка за границей оружия) и иностр. специалистов, царского двора и приказной бюрократии, покупку за границей различных товаров для нужд казны.

В кон. 16 в. ежегодные доходы Рус. гос-ва составляли 1430 тыс. р., из них прямые налоги давали 400 тыс. р., косвенные – более 800 тыс. р. (Д. Флетчер, "О государстве русском"). К сер. 17 в. гос. доходы России равнялись 2229 тыс. р. (Г. Котошихин, "О России и царствование Алексея Михайловича"). 600 тыс. р. государство получало от сбора ясака, 500 тыс. р. от таможенных сборов, 100 тыс. р. давала винная монополия, 15 тыс. р. – судебные пошлины и т. д. Самым ранним дошедшим до нас гос. бюджетом России является "Роспись доходов и расходов" 1680. Это финанс. отчет по 35 приказам, по к-рому доходы составляли 1 203 367 р., а расходы 1 125 323 р. Косвенные налоги давали 53,3% всех доходов, прямые – 44%, остальное падало на мелкие пошлины. 62,2% расходов приходилось на содержание армии, 19,9% – на дворцовое х-во, 11,9% составляли расходы по управлению гос-вом, 5% шло на финансирование казенных предприятий. Во 2-й пол. 17 в. появились первые органы гос. контроля. В 1655–78 существовал Счетный приказ, куда поступали на ревизию приходные и расходные книги из др. приказов. Он же производил сбор недоимок и остатков ведомственных бюджетов. Затем составление ежегодных росписей гос. доходов и расходов и финанс. контроль были возложены на "Ближнюю канцелярию" (1699–1719).

Преобразования Петра I и Северная война 1700–21 потребовали больших денежных средств. С 1703 бюджет гос-ва был дефицитным (расходы превышали доходы). В 1-й. четв. 18 в. значительно возрос налоговый гнет, изменились система налогов и способы их взимания. В 1699 сбор прямых и косвенных налогов с гор. населения был передан бурмистрам и "бурмистерским палатам", подчинявшимся сначала Бурмистерской палате, а затем Ратуше. Был введен ряд экстренных прямых налогов – драгунский, корабельный, подводный и т. п. С 1724 осн. прямым налогом с податного населения стала "подушная подать". Для определения числа плательщиков с 1719 начали производиться периодич. переписи – "ревизии". Возросло и число косвенных налогов. Помимо традиционных таможенных и винных сборов, появились сборы с рыбной ловли, ульев, бань, хомутов, гробов, водопоя, иноверческих свадеб, за ношение бороды, старомосковской одежды и пр. Значительный доход давало гос-ву монопольное право на торговлю солью, поташом, рыбной икрой, табаком и др. товарами, к-рые представлялись на откуп и продавались с торгов. Появились новые сборы – гербовый (1699), крепостной (с купчих и закладных док-тов, дарственных и долговых обязательств, духовных завещаний, межевых актов и т. п.). В конце правления Петра I насчитывалось до 40 видов различных косвенных налогов и канцелярских сборов. В основном эти сборы поступали в созданную в 1706 Ижорскую канцелярию, частично – в нек-рые спец. канцелярии (Банную, Рыбную, Постоя, Мельничную, Медовую, Ясачную и др.). Затем заведование всеми доходами было передано "Камер-коллегии". Здесь собирались сведения о числе податных душ. Гос. расходами стала ведать "Штатс-контор коллегия". Финанс. контроль в гос-ве стала осуществлять "Ревизион-коллегия". Общее руководство финансами сосредоточивалось в "Сенате". С 1700 гос-во чеканило неполноценную монету, т. е. содержавшую металла меньше, чем ее номинальная стоимость.

В 1-ю четв. 18 в. гос. бюджет России вырос более чем в 2 раза за счет повышения прямого обложения, косвенных налогов и др. сборов. Из 8,5 млн. р. гос. доходов в 1724 прямые налоги давали 55,3%, косвенные – 32,1%. Расходы в 1725 составляли 8864 тыс. р. (на армию и флот – 74%, на управление и церковь – 7,9%, содержание двора – 4,6%, Академию наук и Мед. канцелярию – 0,6% и т. д.). Усиление налогового гнета вызвало рост недоимок. По кабацким и канцелярским сборам за 1720–32 они составили ок. 13,5 млн. р. К 1742 подушная недоимка превысила 5 млн. р. Для сбора налогов и выколачивания недоимок пр-во прибегало к карательным мерам (штрафы, телесные наказания, тюремное заключение и т. п.). Продолжавшийся дефицит в 1733 достиг 735 тыс. руб. (8% бюджета). В 1726–27 для экономии средств многие местные учреждения Петра I были упразднены. Затем гос-во пошло на сокращение воен. расходов, лишение жалованья чиновников ряда учреждений. И все же в 1767 на содержание армии и флота уходило 47,6% гос. доходов, на гос. центральный и местный аппарат – 24,3%, на содержание императорского двора – 10,9%. В 40–50-е гг. 18 в. пр-во пыталось увеличить гос. доходы путем развития пром-сти и торговли. Была проведена "таможенная реформа 1753–54", отменившая внутренние пошлины. Чтобы компенсировать потерю этих доходов, были на 13% повышены ввозные и вывозные внешние пошлины. Увеличивались прямые налоги. В 1760 оброчный сбор с гос. крестьян был повышен с 40 коп. до 1 р. и в 1764 был распространен на однодворцев и крестьян Сибири. С секуляризацией монастырских земель в 1764 оброчный сбор с монастырских крестьян был установлен в 1 р. 50 коп. с души. С началом русско-турецкой войны 1768–74 оброчный сбор возрос еще на 1 р. К концу 18 в. государственные, дворцовые и экономические крестьяне платили подушной подати и оброка по 3 р. 70 коп. с души.

В 1776 был введен межевой сбор (по 3 коп. с обмеренной десятины). Гербовый сбор с 1797 стал взыскиваться дифференцированно. Гербовая бумага была разделена на 5 сортов (от 30 коп. до 50 р. за лист) в зависимости от суммы сделок и ценности документов. В 1769 впервые в России были выпущены бумажные деньги – ассигнации, первоначально имевшие металлич. обеспечение. С 1786 их выпуск стал покрывать бюджетный дефицит. К 1796 ассигнаций было выпущено уже на 150 млн. р. С 1786 казна прекратила их обмен на серебро, а затем и на медь. Курс ассигнаций стал падать. К кон. 18 в. серебряный рубль был дороже ассигнационного на 40 коп. В 1769 был сделан первый рус. иностр. заем в Голландии у амстердамских банкиров в 7,5 млн. гульденов (ок. 11,5 млн. р.). За правление Екатерины II были заключены внеш. займы почти на 76 млн. гульденов (43,3 млн. р.). Из них было погашено лишь 13,9 млн. гульденов (24,3 млн. р.). Гос. долг к концу царствования Екатерины II достиг 215 млн. р.

Доходы гос-ва в 1795 исчислялись в 78,95 млн. р. В гос. бюджете России к кон. 18 в. сократился процент воен. расходов (74% в 1725, 37,2% в 1795), но абсолютные их размеры возросли в 4 раза. И в относительных и абсолютных цифрах возросли расходы на содержание гос. аппарата (10,2% в 1725, 44,6% в 1795). Резко повысились и расходы на содержание императорского двора (4,6% в 1725, 13,5% в 1795) – с 368 тыс. р. до 10,6 млн. р., т. е. почти в 29 раз.

Во 2-й пол. 18 в. появились в России гос. банки, через к-рые гос-во кредитовало в основном дворян-помещиков. В 1754 был учрежден Гос. заемный банк (в составе Банка для дворянства и Купеческого банка), реорганизованный в 1786 в Гос. заемный дворянский банк. С началом выпуска ассигнаций были созданы в 1769 в Петербурге и Москве специальные банки, к-рые были объединены при Сенате в 1786 в Гос. ассигнационный банк. В 1772 были созданы банки: Ссудная, Вдовья и Сохранная казны. Имели кредитные функции и приказы общественного призрения.

К концу 18 в. изменилось управление финансами. С 1775 в губерниях были созданы для заведования финанс.-хоз. делами казенные палаты, в уездах – уездные казначейства. Финанс. коллегии были в 80 гг. закрыты (Штатс-контор-коллегия в 1780, Камер-коллегия в 1784, Ревизион-коллегия в 1788). Общее руководство финансами России было передано в Сенат, где в 1781 были созданы 4 экспедиции (гос. доходов, гос. расходов, свидетельства счетов, гос. недоимок) и 2 Штатных казначейства (в Петербурге и Москве), являвшиеся общеросс. приходно-расходными кассами. В 1-ю пол. 19 в. вся финанс. система России находилась в упадке, что являлось отражением общего кризиса феод.-крепостнич. строя. Существовала хронич. дефицитность бюджета, рос гос. долг, денежная система была расстроена. При годовом доходе в 1803 ок. 111 млн. р. гос. долг России (внутренний и внешний) составлял 133 млн. р. В обращении находилось до 212 млн. р. ассигнаций, курс ассигнационного рубля в 1806 равнялся 66 коп. серебром. В 1805 подушная подать и оброчные сборы давали 32,3% гос. доходов, питейные и соляные – 24%, таможенный сбор – 8,8%. Общий доход гос-ва составлял 107 180 тыс. р., расходы – 125 449 тыс. р. Дефицит покрывался ежегодным выпуском ассигнаций на сумму более 28 млн. р. Основными в нач. 19 в. были воен. расходы (40–50% бюджета). В 1810 пр-во издало "Финансовый манифест", по к-рому подушная подать со всех помещичьих, удельных и гос. крестьян увеличивалась до 2 р. с ревизской души. Этим же манифестом пр-во попыталось обложить налогом и дворян (помещиков по 50 коп. с ревизской души крепостных), но, встретив сопротивление, было вынуждено вскоре фактически отказаться от этого обложения, к-рое официально было отменено в 1819.

Отечеств. война 1812 ухудшила финанс. положение России. Общий дефицит гос. бюджета за 1812–14 составил 360 млн. р. Его удалось покрыть выпуском ассигнаций, внутр. займами и англ. субсидиями. В 1812 было выпущено ассигнаций на 68,2 млн. р., в 1813 – на 100,9 млн. р. Курс ассигнаций в 1814 составлял 20 коп.

Во 2-й четв. 19 в. осн. налогоплательщиками оставались крестьяне. Усиление их эксплуатации вело к росту недоимок. В 1848 подушная подать полностью была собрана лишь в 1/5 всех губерний России, в остальных недоимки составляли до 40% оклада. В 1851 общая сумма недоимок только от подушной подати составила 110 млн. р. (гос. доходы за этот год – 267,9 млн. р.). Наиболее устойчивой частью дохода оставались винные откупа, дававшие в среднем ежегодно более 25% бюджета. Большая часть расходов гос-ва шла на содержание армии и карательного аппарата. Из 280 259 тыс. р. расходов в 1852 на воен. нужды затрачивалось 100 480 тыс. р. (ок. 36%), на содержание царского двора, высшей бюрократии и духовенства – 22 744 тыс. р. (более 8%). На просвещение предназначалась 2841 тыс. р. (немногим более 1%). Продолжался рост гос. долга. Общая сумма займов у англ., голл. и франц. банкиров с 268 млн. р. в 1845 возросла к 1860 до 430 млн. р. В 1861 гос. долг достиг 1264 млн. р. (более чем 3 гос. бюджета России за этот же год). Платежи по долгам превратились в весьма солидную статью расходов гос. бюджета (в 1852 – 16%, в 1860 – более 25%).

Еще в 1-й четв. 19 в. была сделана попытка сократить количество бумажных денег в обращении. С 1817 изъятие ассигнаций проводила Гос. комиссия погашения долгов (учреждена в 1810). Ей удалось выкупить и уничтожить за 1817–22 ок. 240 млн. р. (в обращении осталось еще 596 млн. р. ассигнациями). Курс ассигнационного рубля повысился до 27 коп. серебром. Денежная реформа 1839–43 (см. "Канкрина реформа") приравняла 3 р. 50 коп. ассигнациями к 1 р. серебром. В 1843 были выпущены новые бумажные деньги – кредитные билеты, на к-рые и были обменены ассигнации. Осн. счетной единицей стал серебряный рубль. Кредитные билеты могли обмениваться на серебро и золото. Эта реформа лишь на время восстановила нормальное денежное обращение в России. В период Крымской войны 1853–56 пр-во широко осуществляло эмиссию бумажных денег. Для покрытия дефицитов в эти годы выпущено было кредитных билетов более чем на 290 млн. р. (более 25% дохода за эти годы). Результатом огромного выпуска бумажных денег явилось новое падение курса рубля и рост цен на товары. В 1858 размен кредитных билетов на золото и серебро был прекращен. Кредитный рубль оценивался в 1859 в 83,5 коп. золотом.

В условиях феод.-крепостнич. х-ва России кредит был развит слабо. За исключением Гос. ассигнационного банка все остальные банки в 1-й пол. 19 в. (Заемный, Сохранные казны при Воспитательных домах в Петербурге и Москве, приказы общественного призрения) занимались выдачей ссуд помещикам под залог их имений и "душ" крепостных. В 1817 "для оживления оборотов пром-сти и содействия в кредите торговому сословию" был создан Гос. коммерч. банк. В административном отношении кредитные учреждения не были централизованы. Часть их находилась вне ведения мин-ва финансов (ссудные казны – в Ведомстве имп. Марии, приказы общественного призрения – в МВД). В мин-ве финансов банками управляла созданная в 1824 Особенная канцелярия по кредитной части. В 1818 для высшего надзора и контроля за кредитными оборотами и операциями был учрежден межведомственный Совет гос. кредитных установлений (существовал до 1895).

В 1-й пол. 19 в. изменилась система управления финансами. В 1802 было учреждено мин-во финансов, в ведении к-рого находились "управление казенными государственными частями, исправная доставка правительству нужных на содержание его доходов и генеральное всех доходов рассматривание по различным частям государственных расходов". Но оно не сразу стало центр. финанс. ведомством. Часть финанс. дел находилась в существовавшем до 1811 Мин-ве коммерции (таможенное дело), в Мин-ве внутренних дел (соляное дело до 1810). До 1822 функционировало как самостоятельное ведомство Гос. казначейство (унаследовавшее функции Штатс-контор-коллегии). Осн. местными финанс. органами оставались казенные палаты и уездные казначейства. В 1819 таможенные учреждения были объединены в таможенные округа (16 округов). В 1811 гос. экспедиция счетов Сената, департамент старых счетов бывшей Ревизион-коллегии и счетная экспедиция Департамента водных коммуникаций были объединены в Гл. управление ревизии гос. счетов (с 1836 Гос. контроль). Это ведомство занималось проверкой только сводной документации (генеральных отчетов). Целый ряд учреждений (Удельное ведомство, Кабинет, банки, воспитательные дома, Синод и др.) не были подведомственны гос. контролю. Слабость финанс. контроля способствовала расхищению гос. средств.

По "Общему учреждению министерств" с 1811 устанавливался соответствующий порядок финанс. отчетности и составления бюджета на следующий год. Ежегодно к 1 окт. министры должны были представлять свои финанс. отчеты в Мин-во финансов и Гл. управление ревизии гос. счетов. Не позднее 15 нояб. мин-ва и ведомства подавали в Мин-во финансов сметы расходов, к-рые сводились затем в единую гос. роспись доходов и расходов. После ее рассмотрения в Гос. совете она поступала на утверждение царя. Сведения о бюджете были секретными и оглашению не подлежали. Бюджеты ряда неподведомственных финанс. гос. контролю органов гос. росписью не учитывались.

"Финансовые реформы" 60-х гг. 19 в. изменили финанс. систему России, приспособили ее в определенной степени к развитию капитализма. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 гос-во взяло на себя ее кредитование (см. "Выкупная операция"), за что получило значительный доход. С 1863 малодоходная для гос-ва подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимых гор. имуществ в 0,2% их ценности, с 1883 – до 0,3%. С 1867 в зап. губерниях, а с 1886 в великорусских и прибалтийских все поземельные оброки быв. гос. крестьян были преобразованы в выкупные платежи с увеличением их суммы на 2/3 и сроком выплаты в 44 г. В 1875 был установлен гос. поземельный налог, к-рым облагались все удобные земли и леса (кроме казенных) в зависимости от ценности земель (от 1/4 коп. с десятины в Архангельской и Олонецкой губ. до 17 коп. в Курской). Это был единственный налог, к-рый платили со своих земель помещики-дворяне. Широкое развитие в пореформенной России косвенных налогов привело к тому, что к 80-м гг. роль подушной подати с крестьян в гос. доходах сильно упала. С 1882 началось постепенное сокращение и отмена подушной подати. Взимание ее во всех губерниях Eвроп. России было прекращено с 1887, в Сибири с 1899. Подушная подать была заменена поземельным налогом.

Отмена подушной и оброчной податей не облегчила тяжелого экономич. положения крестьянства, к-рое оставалось осн. налогоплательщиком. Так, в 1899 владельцы собственной земли (помещики, купцы и кулаки) за 101,7 млн. дес. платили всего 20,1 млн. р. налогов (2,5 млн. р. поземельного налога и 17,6 млн. р. земских сборов). Крестьяне же за 128,5 млн. десятин надельной земли вносили в казну 173,4 млн. р. только прямых налогов (92,3 млн. р. выкупных платежей, 6,8 млн. р. поземельного налога, 28,2 млн. р. земских сборов и 46,1 млн. р. т. н. мирских сборов на содержание волостных и сельских должностных лиц). Кроме того, они продолжали нести в пользу гос-ва ряд средневековых натуральных повинностей (дорожную, подводную, по тушению пожаров и др.). Прямые налоги поглощали бóльшую часть крестьянского бюджета. По подсчетам В. И. Ленина, в Воронежской губ. в кон. 80-х гг. подати и повинности отнимали у крестьян 70% их дохода [см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 97 (т. 15, с. 89)]. Продолжали расти недоимки. В 1898 они составили к годовым окладным податным сборам для крестьян Казанской губ. – 418%, Уфимской – 397%, Самарской – 363%. К нач. 1899 общая сумма казенных недоимок с крестьян исчислялась в 116,7 млн. р. (из них 92,3 млн. р. – выкупные платежи).

Тяжелым бременем на широкие нар. массы ложились косвенные налоги. В. И. Ленин писал о них: "Косвенные налоги – самые несправедливые налоги, потому что бедным гораздо тяжелее платить их, чем богатым. Богатый получает доход вдесятеро больше, чем крестьянин или рабочий, а то даже и во сто раз больше... Богатый заплатит из своего дохода меньшую долю в виде налога, чем бедный" [там же, т. 7, с. 171 (т. 6, с. 364)].

В 1861 винные откупа были упразднены. С 1863 начал вводиться акциз на произ-во спиртных напитков. Если в 1861 из 417 млн. р. годового дохода гос-ва питейный сбор составил 126 млн. р., то к 1894 винный акциз дал 297,4 млн. р. (почти 25% всех доходов). Это был результат как роста произ-ва спирта, так и увеличения акциза (1863 – 4 р. с ведра чистого спирта, 1864 – 5 р., 1894 – 10 р.). В 1894 в России была введена "винная монополия". Уже в первые 6 лет ее действия она дала гос-ву доход 68 млн. р. В 1903 эта монополия принесла гос-ву 542 млн. р. (более 26,5% доходной части бюджета). Росли доходы от других акцизов, так, к 1894 поступления в бюджет от табачного, сахарного, спичечного и нефтяного акцизов превысили 100 млн. р. (более 8%). Высокие доходы гос-во получало от таможенных сборов, особенно после утверждения тарифа 1891. Так, если в 1861 эти сборы дали 32,8 млн. р. (8% доходов), то в 1894 они составляли 183,8 млн. р. (более 15% всех гос. доходов). К концу 19 в. стали значит. доходы приносить казенные ж. д. и обложение ж.-д. об-в. В 1894 по этим статьям было получено 155,5 млн. р. (более 13% гос. доходов). В пореформенное время широкое развитие получают налоги на торговлю и промыслы. Положение о гос. промысловом налоге 1865 установило повышенные пошлины на право торгов и промыслов. С 1898 была введена система постоянных окладов промыслового налога по 4 классам местности и по разрядам предприятий. Был установлен т. н. дополнит. промысловый налог с капитала и процентный сбор с прибылей акционерных и др. предприятий. Доходы гос-ва от промыслового налога резко возросли (в 1884 – ок. 21 млн. р., 1900 – почти 70 млн. р.). Закон 1885 установил налог на денежный капитал (на доходы с процентных бумаг). В 1881–1900 удвоились поступления от различных пошлин с торговых и гражд. сделок и юридич. действий (с 42,7 млн. р. до 94,3 млн.). Особенно вырос гербовый сбор. В 1900 он составлял 42 млн. р. Существовало 462 сорта гербовых знаков (марок, гербовой бумаги, бланков, бандеролей, ярлыков и пр.) разной стоимости.

Бюджетные дефициты 1861–87 покрывались внутр. и внеш. займами, распродажей гос. имуществ, выпуском бумажных денег. К 1879 курс бумажного рубля снизился до 63 коп. золотом. В условиях развития капитализма и усиления эксплуатации трудящихся пр-ву удалось увеличить налоговые поступления, создать превышение экспорта над импортом, расширить гос. запасы золота. Все это подготовило "денежную реформу 1895–97", в результате к-рой удалось ликвидировать бумажно-денежное обращение и ввести золотую валюту. По существу была произведена девальвация, но она носила скрытый характер. Приравнение золотого рубля к бумажному было достигнуто путем перечеканки монеты и уменьшения золотого содержания рубля на 1/3. Бездефицитные бюджеты (с 1888) и создание "свободной наличности" являлись результатом "официального финансового фокусничества" [см. В. И. Ленин, там же, т. 6, с. 257 (т. 5, с. 304)] и имели своей основой возраставшую гос. задолженность и усиливавшееся налоговое бремя. Гос. долг России в 1861 составил 1264 млн. р., в 1892 – 4905 млн. р., в 1903 – 6679 млн. р. Расходы на погашение этого долга равнялись в 1861 – 50,6 млн. р. (12,2% расходов бюджета), в 1899 – 275,7 млн. р. (почти 20% всех расходов гос-ва). Непрерывно росли воен. расходы: в 1861 – 139,5 млн. р., 1881 – 251 млн. р., 1889 – 417, 2 млн. р. (более 23% бюджета). К концу века по сравнению с 1861 ассигнования на содержание полиции, жандармерии и суда увеличились с 19 млн. р. до 126,5 млн. р., удвоились расходы на императорский двор, верхи бюрократии и духовенство (с 16,9 млн. до 37 млн. р.). Значительные суммы из гос. бюджета шли на кредитование помещиков-дворян и буржуазии: ссуды по выкупной операции, помощь "Дворянскому банку" и "Крестьянскому банку", выдача субсидий и премий пром. и ж.-д. капиталистам, выкуп частных предприятий, особенно ж. д. (с 80-х гг.) и др. Самыми скромными расходами гос-ва были расходы на просвещение: 1861 – менее 0,9%, 1899 – 1,6% бюджета.

В нач. 20 в. в условиях империалистич. развития России происходило дальнейшее изменение финанс. х-ва страны. За 1903–13 доходы гос-ва возросли более чем в 1,5 раза (1903 – 2202 млн. р., 1913 – 3431,2 млн. р.). Осн. источниками пополнения гос. бюджета были: винная монополия, давшая в 1903 более 21%, в 1913 – более 26% доходов гос-ва; акцизные и таможенные сборы, составившие в 1903 21%, в 1913 – более 20% бюджета; доходы от эксплуатации ж. д. (соответственно – 18% и более 23%). Но "высокие" доходы от ж. д. не всегда покрывали расходы гос-ва по их содержанию. Осн. налогоплательщиками оставались трудящиеся, хотя доля прямых налогов в бюджете продолжала падать. В 1903 все прямые налоги (поземельный, с недвижимых имуществ, гос. промысловый, с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи) давали 231,2 млн. р., или 11,3% доходной части гос. бюджета, к 1913 их сумма возросла до 273,7 млн. руб., а доля в общей сумме доходов гос-ва упала до 8%. Финанс. политика гос-ва была направлена на защиту интересов помещиков и буржуазии, содействовала сохранению крупного землевладения и развитию капиталистич. пром-сти и торговли. В 1906 на каждую десятину крест. земли приходилось 84,3 коп. различных сборов, а с помещичьих земель 25,6 коп. с десятины. Налоги с буржуазии (промысловый налог и сбор с доходов от денежных капиталов) составляли в 1903 менее 4%, а в 1913 – немного более 5% гос. доходов.

Антинар. характер бюджета царской России наглядно проявлялся в гос. расходах. В 1903 воен. расходы составляли 466,4 млн. р. (св. 22%), в 1913 – 960,4 млн. р. (28%). За 10 лет расходы на содержание адм.-полиц. аппарата, жандармерии, судов и тюрем почти удвоились (с 150,8 млн. до 278,1 млн.). В 1913 вместе с расходами на содержание царской семьи, верхов бюрократии и духовенства они составляли 350,5 млн. р. более 10% расходов гос-ва. На нужды нар. просвещения в 1913 было истрачено 4,6% всех гос. расходов. Продолжалось кредитование помещиков и буржуазии. Так, помещики получили от гос-ва за 1886–1910 в счет ссуд Дворянскому банку 1260 млн. р. В годы экономич. кризиса 1900–03 пр-во выдавало пособия и различные ссуды (часто безвозмездные) акционерным об-вам, частным банкам и ж.-д. компаниям. Только ж.-д. компании получили за эти годы 270 млн. р. субсидий. В 1903 Гос. банк ссудил частным коммерч. банкам 725 млн. р., в 1909 – 990 млн. р.

Внешняя задолженность России в 1914 равнялась 4,3 млрд. р. Платежи процентов по этим займам в среднем за 1908–12 составляли в год 350 млн. р., а вместе с очередным погашением ок. 400 млн. р. в год (13% всех доходов гос-ва).

Учрежденная в 1906 Гос. дума получила право (наравне с Гос. советом) утверждать гос. роспись доходов и расходов, финанс. сметы министерств и гл. управлений, отчеты Гос. контроля. Но Гос. дума при обсуждении бюджета не имела права изменять перечень доходов и расходов, и ее отказ в утверждении бюджета того или иного ведомства вовсе не приостанавливал его исполнение. Не подлежали рассмотрению в Гос. думе и Гос. совете сметы мин-ва имп. двора и вопросы, связанные с заключением и погашением займов. Все эти дела рассматривались в "Комитете финансов", преобразованном в самостоятельное высшее гос. учреждение в 1906.

1-я мировая война 1914–18 нанесла удар внешнему показному благополучию и привела по существу к банкротству гос. финансов России. Прекращение с 1914 торговли спиртными напитками, сокращение таможенных сборов, огромные бесплатные воен. перевозки по ж. д., сокращение внеш. торговли, изъятие вкладов из сберегательных касс – все это значительно подорвало доходную часть бюджета. Несмотря на введение налогов воен. времени, увеличение акциза, гербового сбора, ж.-д. тарифов и др., уже в 1914 доходы по сравнению с 1913 сократились на 524 млн. р. (15%). В 1915 доходы гос-ва уменьшились еще на 70 млн. р. Лишь в 1916 было достигнуто формальное увеличение доходов до 4 млрд. р. (3974 млн.) за счет резкого возрастания косвенных налогов и введения ряда новых обложений, осн. тяжесть к-рых по-прежнему ложилась на трудящихся. В действительности же в первые месяцы войны были израсходованы все наличные финанс. средства гос-ва. Все расходы (обычные, чрезвычайные и военные) за 1914 составили более 5,7 млрд. р., в 1915 – 6,9 млрд. р., в 1916 – 10,9 млрд. р. Осн. источниками пополнения бюджета явились бумажно-денежная эмиссия и займы. С началом войны в 1914 размен гос-вом бумажных денег на золото был прекращен. Общая сумма бумажных денег, находившихся в обращении, возросла с 1,5 млрд. в 1913 до 10 млрд. р. к Февр. революции 1917. Началось быстрое падение курса бумажного рубля: к нач. 1915 он стоил 80 довоен. коп., к Февр. революции – 55 коп., на 1 марта 1917 – 27 коп. Эмиссия вызвала дороговизну, к-рая при сохранении низкой зарплаты тяжело ударила по нар. массам.

Другим источником пополнения бюджета явились займы. На 1 сент. 1917 пр-во России заключило займы на 36 млрд. р. (внешние – 8 млрд., внутренние – 11,5 млрд., остальное – краткосрочные обязательства гос. казначейства). Осн. внешним кредитором была Англия. Царское пр-во широко выдавало субсидии, ссуды и авансы монополиям и отд. капиталистам. Из общей суммы расходов гос-ва за 1914–16 в 19,8 млрд. р. на воен. нужды было израсходовано 12,2 млрд. Большая часть этих средств попала в руки империалистич. буржуазии.

Врем. пр-во в основном продолжало финанс. политику царского пр-ва: увеличение косвенных налогов, незначительное обложение буржуазии, эмиссия бумажных денег, увеличение внутр. и внеш. задолженности. Оно подтвердило все финанс. обязательства царского пр-ва. Принятием 12 (25) июня 1917 законов "О повышении окладов государственного подоходного налога", "Об установлении единовременного налога", "Об изменении оснований взимания и размеров временного налога на прирост прибылей...". Временное пр-во попыталось усилить налоговое обложение буржуазии. Но неясные формулировки давали монополиям возможность утаивать большую часть своих сверхприбылей, и поскольку не устанавливалась определенная ответственность за неуплату налогов, то буржуазия стала их саботировать. В марте 1917 Врем. пр-во выпустило долгосрочный займ (на 54 года) – т. н. "Заем свободы", к-рый дал 3182,1 млн. р. к окт. 1917 (наличными было только 250 млн. р., остальное – краткосрочные обязательства гос. казначейства, т. е. векселя пр-ва).

Новые займы на сумму 325 млн. долларов Врем. пр-во получило от США. Всего союзники предоставили Врем. пр-ву займы на сумму в 2034 млн. р. При Врем. пр-ве резко усилилась эмиссия. Общая сумма кратковременных обязательств гос-ва дошла до 10 млрд. р. Было выпущено новых кредитных билетов на сумму 8967,4 млн. р. К концу окт. 1917 в обращении находилось ок. 19 млрд. р. бумажных денег. С авг. 1917 стали выпускаться кредитные билеты упрощенного образца (в 250 и 1000 р. т. н. "думские"), с сент. – казначейские знаки в 20 и 40 р. без подписи и номера, большими неразрезанными листами (получившие название – "керенки").

Все доходы России за март – окт. 1917 составили почти 17 млрд. р. (16 964,5 млн. р.) из них почти 80% (13 407 млн. р.) – поступления от кредитных операций. Расходы за этот период превысили 21 млрд. (21 114,6 млн. р.), из них более 70% (15 944,6 млн. р.) было потрачено на войну. Дефицит бюджета достиг 4 150,1 млн. р. Гос. долг России к 25 окт. достиг 49 005 млн. р. (37 811 млн. – внутренний и 11 194 млн. р. – внешний, из них 7205 млн. р. – за годы войны). Уплата только одних процентов по гос. долгу требовала ежегодно 3 млрд. р. Накануне Вел. Окт. социалистич. революции Россия находилась на грани финанс. банкротства.

Источн.: Министерство финансов. 1802–1902, ч. 1–2, СПБ, 1902; Министерство финансов. 1904–1913, СПБ, [б. г.]; Краткий очерк пятидесятилетия акцизной системы взимания налога с крепких напитков и пятидесятилетия деятельности учреждений, заведывающих накладными сборами, СПБ, 1913; [Ровинский К. И.], Податная инспекция в России (1885–1910), СПБ, 1910; Печерин Я. И., Исторический обзор росписей государственных доходов и расходов с 1803 по 1843 гг. включительно, СПБ, 1896; его же, то же, 1844–1864 гг., СПБ, 1898; Периодические издания Министерства финансов. 1865–1915, П., 1915; Всеподданнейший доклад Министра финансов о государственной росписи доходов и расходов на 1871–1906 гг., СПБ, 1871–1906; Государствен

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia