Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Фетишизм





ФЕТИШИ́ЗМ (франц. fétiche – фетиш, идол, от португ. feitiço – колдовство, амулет) – поклонение неодушевленным материальным предметам, к-рым приписываются сверхъестеств. свойства. Фетишем может быть любой предмет, почему-либо поразивший воображение суеверного человека: камень странной формы, шкура животного и пр., а также изделие человеческих рук, изображение человека или животного ("идол") и т. п. Почитание фетишей отмечено было в 15 в. португальцами на побережье Зап. Африки, в нач. 18 в. впервые упомянуто в лит-ре ("Описание Гвинеи" В. Босмана). В 1760 франц. ученый Ш. де Брос опубликовал книгу "О культе богов фетишей", где сопоставил Ф. народов Африки с религ. верованиями др. народов. О. "Конт" (1830-е гг.) обозначил словом "Ф." раннюю стадию развития религии вообще (2-я стадия – "политеизм", 3-я – "монотеизм"). Дж. "Леббок" (1860-е гг.) также считал Ф. первой стадией развития религии (на этой стадии, как полагал Леббок, человек еще пытается принудительно воздействовать на божество). Действительно, известны факты, когда суеверный почитатель фетиша, прося его о помощи, относится к нему, однако, без особого уважения, при неудаче наказывает или выбрасывает фетиш; известен и обычай "истязания" фетишей (Зап. Африка): в них вбивают железные гвозди, чтобы этим заставить их лучше выполнить желания человека. В дальнейшем было обнаружено, что явления Ф. есть в любой религии. Проявления Ф. весьма разнообразны, поэтому и термин "Ф." стали понимать по-разному: одни исследователи видели в Ф. форму анимистич. верований (фетиш – вместилище духа), другие отделяли Ф. от анимизма. Неопределенность значения слова "Ф." побудила нек-рых этнографов (Робертсон Смит, Ф. Джевонс, В. Н. Харузина) отказаться от пользования им. Нек-рые историки религии продолжают считать Ф. начальной или одной из первых стадий развития религии вообще, большинство сов. ученых считает Ф. составным элементом всякой религии. Так, в развитых религиях антич. мира сохранялся культ священных камней, священного копья, изображений животных и пр. Почитание чудотворных икон и мощей в христианстве тоже по существу неотличимо от Ф.

Слово "Ф." часто употребляется и в переносном значении, не связанном с религией, напр. понятие о товарном фетишизме, сущность к-рого была впервые вскрыта К. Марксом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 80–93).

От Ф. надо отличать употребление амулетов и талисманов, к-рым суеверные люди также приписывают сверхъестеств. свойства, но не поклоняются им.

Лит.: Францев Ю., У истоков религии и свободомыслия, М.–Л., 1959; его же, Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; Харузина В. Н., Заметки по поводу употребления слова: Фетишизм, "Этнографич. обозрение", 1908, № 1–2; Brosses Ch. de, Du culte des dieux fétiches, P., 1760; Schulze Fr., Der Fitischismus, Lpz., 1871.

С. А. Токарев. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia