Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Университеты





УНИВЕРСИТÉТЫ в России и СССР. История университетского образования в России восходит к 1725, когда был учрежден "Академический У." при Академии наук; в 1765 он фактически закрылся "за отсутствием слушателей". В 1755 по инициативе и по плану М. В. Ломоносова открылся Моск. У. с отделениями (ф-тами) наук – нравственных и политич., физич. и математич., врачебных (или медицинских) и словесных. Подобные ф-ты образовывались затем во всех создаваемых росс. У. В отличие от западных, в росс. У., за исключением Дерптского и Варшавского, не было богословских ф-тов. В 1802–05 учреждены Дерптский (ныне Тартуский), Харьковский и Казанский У. Виленским У. стала называться Гл. школа Великого княжества Литовского, существовавшая как высш. уч. заведение еще с 16 в. Потребности страны в образованных чиновниках, врачах, педагогах заставили пр-во Александра I приступить к созданию системы уч. заведений. С 1803 вводились приходские, уездные и губ. училища. Страна делилась на 6 уч. округов с центрами в университетских городах. У. руководствовались "Университетскими уставами" и обладали определенной автономией. Финансировались за счет казны и частных пожертвований. Являлись уч., науч. и адм. (в 1804–35) центрами уч. округов и осуществляли научно-методич. руководство всеми уч. заведениями округа. До реформы цензуры 1826 (см. "Цензура") при У. находились и цензурные к-ты. Однако до 1861 У. сохраняли право цензуры своих изданий, а их представители входили в цензурные к-ты при попечителях уч. округов. В 1809 к росс. У. причислен был основанный в 1640 в Финляндии Абоский, к-рый в 1828 был переведен в Гельсингфорс и стал называться Гельсингфорсским. Попытки русифицировать его оказались безрезультатными – он оставался автономным до 1918. В 1816 возник Варшавский У., готовивший польск. нац. кадры учителей, врачей, католич. священников. В 1819 создан Санкт-Петерб. У. на основе Главного педагогич. ин-та.

Ввиду нехватки отечеств. преподавателей большинство профессоров приглашалось из-за границы. Стипендиаты рус. У. командировались за рубеж, а также в Дерптский У. для приготовления к профессорскому званию. В 1831 во всех У. России числилось 462 профессора и др. служащих, студентов было 2201 чел. Самым крупным являлся Моск. У. (1831 – 814 студентов). Большинство дворянских детей получало образование вне У., в закрытых пансионах и "лицеях". Дворян отпугивала перспектива медицинской и педагогич. деятельности. Пр-во, опасаясь слишком разночинного состава студенчества, стремилось изменить его социальный состав и увеличить число студентов из дворян. Указ 6 авг. 1809 об экзаменах на чин ставил гражд. карьеру дворянина в зависимость от наличия университетского образования (предпочтительно юридического). Однако эти мероприятия не дали ощутимых результатов, и нек-рое увеличение числа студентов шло по-прежнему за счет разночинцев.

Политич. реакция 20-х гг. 19 в. сказалась в первую очередь на просвещении и, в частности, на У. Усилилось "политическое воспитание" студентов в духе "теории официальной народности". Укрепление охранительных мистико-религ. начал в уч. заведениях, в т. ч. и У., было поручено Мин-ву духовных дел и нар. просвещения во главе с А. Н. "Голицыным". В У. ограничивалось преподавание филос. наук, естеств. права, создавались межфакультетские кафедры богословия; сокращались зарубежные контакты. Значительный урон был нанесен Казанскому, Петерб. и Харьковскому У. Нек-рые их профессора были преданы суду "за пагубные лжемудрствования". Строжайший контроль устанавливается над учебой и жизнью студентов. Их науч. кружки и об-ва всячески ущемлялись, а поддержку получали "библейские сотоварищества" для изучения Священного писания. Лишь в Дерптском У. были сохранены традиц. студенч. корпорации, существовавшие с одобрения пр-ва как средство укрепления "порядка". Наступление реакции вызвало и в университетской среде увлечение "масонством". Усилилась русификаторская политика царизма в У. западных губ. России. В 1823 пр-во раскрыло тайные орг-ции (см. ""Филоматы"", ""Филареты"") в Виленском У. и учинило расправу над их участниками.

Новый устав, принятый в 1835, юридически упразднил университетскую автономию. В У. были созданы факультеты: философский (отделения – историко-филологич. и физико-математич.), юридический и медицинский. Юридич. ф-ты начали готовить не ученых-юристов, а чиновников – специалистов по действующему праву. На историко-филологич. отделениях впервые были созданы самостоят. кафедры рус. истории, в нек-рых У. образованы кафедры славистики. На всех ф-тах в обязательном порядке изучались богословие, церк. история, действующее право. Вопреки офиц. правительств. курсу, в 30-е гг. усиливается интерес молодежи к науке, обществ. проблемам. В Моск. ун-те возникают студенч. кружки (кружок А. И. Полежаева, "Критских кружок", В. Г. Белинского – ""Литературное общество 11 нумера"", А. И. "Герцена" и Н. П. "Огарева", Н. В. "Станкевича" и др.). Подобные кружки действовали в Киеве, Харькове, Дерпте (Тарту).

После подавления "польского восстания 1830–31" царское пр-во закрыло Варшавский и Виленский У. Учрежденный вместо них Киевский У. (1834) должен был стать центром утверждения рус. влияния на Правобережной Украине. Однако в первые годы в нем преобладали студенты польск. происхождения, гл. обр. из дворян. В Дерптском У. усилилось изучение рус. истории, богословия, интенсивнее насаждался рус. язык.

Напуганное революциями 1848–49 в Зап. Европе царское пр-во усиливает контроль над У. Воспрещаются внеучебные контакты профессоров со студентами, официально регламентируются науч. воззрения профессуры, сокращаются юридич. и политич. дисциплины. Преподавание логики и психологии поручается профессорам богословия, прекращаются заграничные командировки, усугубляются трудности приемных экзаменов. Усложняется порядок защиты диссертаций, в их науч. оценке первое слово предоставляется духовенству. По существу запрещаются науч. диспуты. Упраздняются студенч. об-ва во всех У., кроме корпораций в Дерптском. У. военизируются: вводится студенч. форма со шпагой, обязательной становится шагистика. Университетское образование объявляется излишним для дворянской молодежи. Ей рекомендуются воен. образование и карьера. В 1851 в У. России работало 597 профессоров и др. должностных лиц и обучалось 3220 студентов.

Во 2-й пол. 50-х гг. университетская политика пр-ва стала несколько либеральней. Снимается запрет с публичных диспутов, восстанавливаются связи с зарубежными У., формально отменяются ограничения в приеме в У. (разрешается поступать лицам с домашним образованием и из низших сословий). В 60-х гг. усиливается приток "разночинцев" в У., в к-рых стали распространяться идеи революц. демократов. Студенч. волнения кон. 50 – нач. 60-х гг. ускорили проведение университетской реформы. В период бурж. реформ 60-х гг. новыми уставами рус. У. (1863) и Дерптского У. (1865) восстановлена университетская автономия. У. становятся более самостоятельными в адм. и хоз. отношении. Увеличиваются ассигнования на У. Начали создаваться студенч. науч. кружки. В У. впервые были допущены женщины- вольнослушательницы. Профессора и преподаватели получили бόльшие возможности для науч. работы. Значительное внимание стало уделяться подготовке отечественных преподавателей для всей высшей шкоды в России. Устав 1863 предусматривал в У. по 4 ф-та: историко-филологич., физико-математич., юридич. и медицинский. Петерб. У. имел ф-т вост. яз., но не имел медицинского. В Дерптском У. был открыт богословский ф-т для подготовки пасторов евангелическо-лютеранской церкви. В 1865 статут У. и назв. "Новороссийский" получил Ришельевский лицей (Одесса) с ф-тами историко-филологич., физико-математич. и юридич. (мед. ф-т возник в 1900). В 1869 Варшавская гл. школа, созданная в 1862, преобразуется в рус. У. с назв. "Варшавский". Он предназначался для детей рус. администрации, а также и для польск. молодежи, чтобы отвлечь ее от поступления в Краковский и Львовский У., находившиеся на терр. Австро-Венгрии.

""Контрреформы"" в 80-е гг. начались по существу с нового устава У. 1884, к-рый был введен, несмотря на протесты большинства профессоров и студентов, и юридически покончил с университетской автономией. У. были отданы под всеобъемлющий контроль Мин-ва нар. просвещения. В конце 19 в. устав Дерптского У. (в 1893 переименован в Юрьевский) был фактически приравнен к общему уставу 1884. В 80-х гг. этим уставом начал фактически руководствоваться и Варшавский У. 1 июля 1887 с разрешения Комитета министров был опубликован циркуляр Мин. нар. просвещения, установивший процентные нормы приема евреев в высш. уч. заведения. Этот порядок сохранялся до падения царизма. В 1880 в результате настойчивых ходатайств торг.-пром. кругов Сибири был основан (открылся в 1888) Томский У., первоначально с одним мед. ф-том, в 1898 здесь появился юридический ф-т.

Во 2-й пол. 19 в. начинается борьба студенчества за демократизацию университетской и общегос. жизни. Во всех У. образуются землячества, к-рые к концу 19 в. из товариществ взаимопомощи превращаются в центры революц. агитации (см. "Студенческое движение в России"). Выступления передовой профессуры за автономию У. становятся одной из форм "либерализма". Либеральные профессора были идеологами и активными участниками "земского движения".

Кон. 19 – нач. 20 вв. отмечены революц. выступлениями студенчества, недовольством либеральной профессуры, дальнейшими ограничениями университетской автономии. Это определило двойственность политики царизма в области высшего образования. С одной стороны, продолжаются репрессии против студентов и свободомыслящих преподавателей (временные правила об отдаче студентов в солдаты, массовые исключения студентов из У., изменения правил приема в У., увеличение платы за обучение и пр.). С другой – пр-во делало мелкие уступки и обещало провести реформы (обсуждение проектов новых уставов, разрешение студенческих собраний по уч. вопросам и признание студенческих академических организаций, временное возвращение У. автономии, упразднение должности инспектора, молчаливое согласие с самостоят. решением советов ряда У. допустить женщин вольнослушательницами и уравнять их в правах со студентами-мужчинами и др.). Совершенствовался уч. процесс в У. К кон. 19 в. были введены семинарские и практически-лабораторные занятия. В 1901 в росс. У. обучалось 16849 студентов (дети дворян – 50,3%, духовенства – 10,3%, др. сословий – 39,4%) и 832 вольнослушателя, работало 563 профессора и 451 приват-доцент.

В нач. 20 в. активизации обществ. роли У. способствовала русско-япон. война 1904–05. Большинство студентов и преподавателей к концу 1904 стояли на антивоен. позициях. У. оказались в центре революции 1905–07. Она была встречена всеобщей студенч. забастовкой. Стремясь изолировать У. от обществ. движения и уступая требованиям профессуры и студентов, пр-во дает У. "временную" автономию (27 авг. 1905). У. становятся местом массовых митингов. В сент. 1905 пр-во закрыло все У. Революция ускорила политич. дифференциацию студентов. Они делятся на партийные группировки, большей частью мелкобуржуазные. Профессура и преподаватели активно включаются в политич. борьбу, теперь уже не разграничивая резко понятия "автономия" и "демократич. свободы". В апреле–мае 1905 они объединяются в полуполитич.-полупрофессион. Академич. союз, вошедший затем в ""Союз союзов"". Многие профессора стали чл. кадетской партии. С поражением революции У. лишаются завоеванных уступок.

Кризис У. углубился после "третьеиюньского переворота 1907", когда в У. был восстановлен реакц. устав 1884, ликвидированы академич. свободы. В последующие годы шла ожесточенная борьба царского пр-ва со студенч. выступлениями, с передовой профессурой. В 1911 мин. нар. просвещения Л. А. "Кассо" изгнал из Моск. У. 1000 студентов, были вынуждены уйти в отставку и 130 профессоров. Репрессии обрушились и на др. У.

10 июня 1909 был учрежден Саратовский У. с мед. ф-том. В 1914 в России было 10 У. (без Гельсингфорсского). В них обучалось ок. 37,5 тыс. студентов (дети дворян и чиновников – 36%; духовенства – 10,3%, др. сословий – 53,7%). Наиболее крупными У. были Московский (9892 студента) и Петербургский (7442 студента).

С начала 1-й мировой войны 1914–18 в У. вновь началась кампания за возвращение автономии. Пр-во пошло на нек-рые уступки. В 1915 разрешило допустить женщин для обучения на физико-математич. и мед. ф-ты Казанского и Саратовского У. Война вызвала уменьшение числа студентов. Помимо тех, кто в угаре шовинизма добровольно ушел на фронт или досрочно был выпущен с мед. ф-тов, царизм избавлялся и от "радикальных" элементов, введя замещение офицерских должностей студентами (окт. 1914). Бывшие студенты составили наиболее демократически настроенную часть офицерства.

Война внесла изменения в географию росс. У. В 1915 Варшавский У. был эвакуирован в Москву, а затем в Ростов-на-Дону, где стал основой для создания в 1915 Ростовского У. Юрьевский (Дерптский) У. был переведен в Воронеж и послужил базой для открытия в 1918 Воронежского У. В Саратов временно переехал Киевский У. В 1916 в Перми открылось отделение Петрогр. (Петерб.) У., получившее в мае 1917 статут У. В 1916 в У. России обучалось 38853 студента и работало 1877 чел. профессоров и преподавателей. Реакц. политика самодержавия, обострение клас. и политич. противоречий в России в нач. 20 в. привели У. к окончат. кризису. В период между февр. и окт. 1917 прекратилось гос. субсидирование высшей школы, что привело У. к финанс. краху и массовому уходу студентов и преподавателей.

У. в России сыграли большую роль в развитии освободит. движения. В них воспитывались мн. революционеры всех поколений. В У. учились декабристы А. М. и Н. М. Муравьевы, И. Д. Якушкин, С. П. Трубецкой, П. Г. Каховский. Студентами Моск. и Петерб. У. были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. В. Станкевич, М. В. Буташевич-Петрашевский, П. Н. Ткачев, П. А. Кропоткин, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Н. И. Утин, Г. А. Лопатин, А. И. Ульянов, Д. Н. Благоев. У. стояли у истоков распространения марксизма в России. В 1891 диплом Петерб. У. получил В. И. Ленин, начавший свою революц. деятельность еще студентом Казанского У. Мн. видные деятели КПСС – воспитанники росс. У. (М. И. Ольминский, Н. А. Семашко, И. И. Скворцов-Степанов, П. Н. Лепешинский, II. И. Стучка, С. С. Спандарьян, В. Р. Менжинский, Г. В. Чичерин, В. Э. Кингисепп, Н. В. Крыленко, Д. З. Мануильский, М. Т. Елизаров, П. А. Красиков, Г. А. Усиевич и мн. др.).

Росс. У. являлись центрами развития отечеств. науки. До конца 19 в. им принадлежала монополия в науч. исследованиях. Немногочисл. тогда самостоятельные науч. учреждения были тесно связаны с У. АН (см. "Академия наук СССР") в значит. степени состояла из профессоров У. Пулковская обсерватория основана проф. Дерптского У. В. Я. Струве. Создание Главной палаты мер и весов связано с именем проф. Петерб. У., творца периодич. системы элементов Д. И. Менделеева. Прочные науч. связи существовали между У. и Географич. об-вом, Ин-том экспериментальной медицины, Рус. технич. об-вом. Мировую известность получили университетские науч. школы. Так, Казанская математич. школа была основана Н. И. Лобачевским, создателем неэвклидовой геометрии. В Петерб. У. преподавал П. Л. Чебышев, известный трудами по математич. анализу, теории чисел и теории вероятностей. В Моск. У. работал создатель "кометной астрономии" Ф. А. Бредихин. Профессора Моск. У. H. E. Жуковский и С. А. Чаплыгин стали основоположниками науч. школ в области теоретич. механики, аэродинамики, авиации. Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. сложились университетские физич. школы. Московская стала знаменита работами А. Г. Столетова по явлению фотоэффекта, П. Н. Лебедева по измерению давления света. Основанная Э. X. Ленцем петерб. школа известна трудами Φ. Φ. Петрушевского и И. И. Боргмана в области электрич. и магнитных исследований, работами Д. С. Рождественского, первого рус. оптика. В1896 на заседании физико-химич. об-ва Петерб. У. А. С. Попов передал первую радиограмму. В Дерптском У. начал свою деятельность Б. С. Якоби – изобретатель гальванопластики, электро- магнитного телеграфа и электродвигателя. В сер. 19 в. в Казанском и Петерб. У. получила начало отечественная школа органической химии, представленная именами Н. Н. Зинина и А. М. Бутлерова. В Московском У. с 1873 под руководством В. В. Марковникова велись исследования по химии нефти. В Дерптском У. работал один из творцов физической химии В. Оствальд. Профессором Моск. и Петерб. У. был основоположник рус. физиологич. школы И. М. Сеченов, автор трудов о рефлексах головного мозга. Один из создателей эмбриологии – К. М. Бэр преподавал в Дерптском У. В Новороссийском У. работал родоначальник экспериментальной медицины И. И. Мечников. Отечеств. медицина связана с именем великого хирурга Н. И. Пирогова (Дерптский У.). Клиниками Моск. У. руководили терапевт Г. А. Захарьин, невропатолог А. Я. Кожевников, педиатр Н. Ф. Филатов, хирург Н. В. Склифосовский, психиатр С. С. Корсаков. В Моск. У. преподавал создатель науч. физиологии растений К. А. Тимирязев, зоологи А. Н. Северцов, М. А. Мензбир, в Новороссийском – основоположник эволюц. палеонтологии В. О. Ковалевский. В росс. У. работали родоначальники отечеств. геологии В. В. Докучаев, А. П. Павлов; минералогии – В. И. Вернадский; географии, этнографии, антропологии – Д. Н. Анучин. Все крупнейшие ученые России 19 в. в той или иной степени были связаны с У.

Широкую известность приобрели моск. и петерб. историч. школы, представленные именами Т. Н. "Грановского", Н. И. "Кареева", М. П. "Погодина", С. М. "Соловьева", В. О. "Ключевского" и др. В У. работали крупнейшие филологи А. А. Потебня, В. И. Даль, Д. Н. Ушаков, И. И. Срезневский, И. В. Ягич, А. А. Шахматов и др. При У. действовали науч. об-ва, музеи, выставки, издавались науч. журналы. Так, при Моск. У. имелись об-ва Испытателей природы, Математическое, Педагогическое; при Петерб. У. – Физико-химическое; при Казанском У. – Юридическое, Об-во врачей и т. д. Существовал ряд историч. об-в, в частности "Московское общество истории и древностей российских" при Моск. У., "Историческое общество при Петербургском университете", "Историческое общество Нестора-летописца" при Киевском ун-те и др. (см. "Исторические общества"). Профессора и студенты проводили многочисленные археол., этнографич., географич., фольклорные и т. п. экспедиции.

Росс. У. были центрами пропаганды науч. знаний и образования в широких слоях общества. Долгое время они являлись по существу единственными в стране педагогич. высш. уч. заведениями. Профессора У. были инициаторами создания Высших женских курсов в Москве (В. И. Герье) и Петербурге (см. "Бестужевские курсы"), Народного У. А. Л. Шанявского, Вольной высшей школы П. Ф. Лесгафта, Педагогич. академии, Об-ва распространения технич. знаний, Моск. об-ва народных У. При Моск. У. были созданы музеи – Политехнический, Исторический, Этнографический, Изобразит. иск-в, к-рые затем стали самостоят. учреждениями.

Громадную роль играли У. в развитии рус. лит-ры и иск-ва. В них шло формирование и становление таланта Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, А. Н. Островского, А. И. Гончарова, А. П. Чехова, В. Я. Брюсова, А. А. Блока и др. Воспитанниками У. были художники – А. Н. Бенуа, И. Я. Билибин, М. А. Врубель, Н. Н. Ге, В. Д. Поленов, Н. К. Рерих, И. Э. Грабарь и др.; композиторы – М. И. Глинка, Н. Г. Рубинштейн, А. А. Спендиаров, С. Н. Василенко, А. К. Глазунов и др.; актеры – В. И. Немирович-Данченко, Б. В. Вахтангов, В. И. Качалов, А. И. Сумбатов, певец Л. В. Собинов и др.

История сов. У. началась с победой Οкт. социалистич. революции 1917. В основу создания сов. университетского образования легли постановление СНК РСФСР "О приеме в высшие учебные заведения РСФСР" и декрет СНК РСФСР "О правилах приема в высшие учебные заведения", подписанные В. И. Лениным 2 августа 1918. Эти гос. акты отвечали гл. задаче сов. пр-ва – не ломать, а преобразовать на социалистич. основе, пролетаризировать старые вузы. Высшее образование стало доступным для всех желающих и в первую очередь для трудящихся и их детей. Были отменены юридич. и фактич. привилегии для бывших имущих классов, полностью сняты все нац. ограничения. Женщины получили равное с мужчинами право на высшее образование. Приемные экзамены были упразднены (позднее с укреплением сов. высшей школы они были восстановлены). Преимущества при поступлении отдавались рабочим и крестьянам, к-рым предоставлялись стипендии. Все У. передавались в ведение Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос).

Перестройка университетского образования проходила в условиях острой клас. борьбы, саботажа со стороны значит. части профессуры. Однако лучшие ее представители, в первую очередь ученые-естественники, сразу же пришли на помощь Сов. власти. Среди них были К. А. Тимирязев, Н. Д. Зелинский, В. И. Вернадский, Д. С. Рождественский, А. П. Павлов, А. Н. Северцов, Д. Н. Анучин, С. А. Чаплыгин, Н. Ε. Жуковский и др. Чтобы демократизировать состав преподавателей в У., Наркомпрос постановлением от 1 окт. 1918 отменил ученые степени (доктор, магистр, адъюнкт) и ввел единое звание "профессор" для всех лиц, ведущих самостоят. преподавание. Задаче пролетаризации вузов подчинено было и постановление Наркомпроса от 11 сент. 1919 "Об организации рабочих ф-тов при У.". 17 сент. 1920 Ленин подписал декрет о рабфаках, к-рые становились равноправными ф-тами У.

2 сент. 1921 СНК РСФСР принял "Положение о высших учебных заведениях РСФСР", подписанное Лениным. Руководящим органом в У. становится правление, избираемое профессорами, сотрудниками, студентами при участии обществ. организаций и утверждаемое Наркомпросом. На ф-тах избирались президиумы во главе с деканами. Это способствовало демократизации управления и установлению сов. контроля над их деятельностью. В 20-х гг. в целях борьбы со схоластикой и формализмом в обучении и воспитании студентов развернулись дискуссии о совершенствовании методов преподавания. Однако практич. работа в этой области сопровождалась нек-рыми ошибками и перегибами. Так, лекции в У. заменялись "бригадно-лабораторным методом" и "групповыми проработками", что привело к снижению эффективности обучения. В 1919 – нач. 20-х гг. перестраиваются учебные планы всех ф-тов У. Усиливается преподавание естеств. наук. Появляются новые ф-ты: биологич., физико-химич., механико-электротехнич. и др. Радикально реорганизуется преподавание обществ. дисциплин.

В 1919 для подготовки марксистских кадров юристов, дипломатов, историков, экономистов и др. при У. создаются ф-ты обществ. наук (ФОН), куда вливаются ист. отделения историко- филологич. ф-тов. ФОН состоял из отделений: экономич., историч., политико-юридич. На этих ф-тах вели преподавательскую деятельность видные марксисты. Так, на ФОНе Моск. У. работали по направлению ЦК РКП(б) А. В. "Луначарский", Д. И. "Курский", В. В. "Адоратский", В. И. "Невский", И. И. "Скворцов-Степанов", Н. В. "Крыленко", B. П. "Волгин", H. M. "Лукин", M. H. "Покровский", C. И. "Мицкевич" и др. 3 дек. 1920 был издан декрет СНК РСФСР "О реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР", 4 марта 1921 – декрет "Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР". Hаркомпросу предписывалось заменить на ФОНах устаревшие программы, пересмотреть уч. планы. В преподавание включались дисциплины: развитие обществ. формации, ист. материализм, пролетарская революция, политич. строй, организация произ-ва и распределения в РСФСР, план электрификации. 4 марта 1921 СНК РСФСР принимает декрет "О плане организации факультетов общественных наук Российских университетов". На ФОНах были открыты отделения: внеш. сношений, статистическое, правовое, общественно-педагогич. (готовило учителей истории), археологическое. Постановлением СНК СССР от 17 мая 1925 ФОНы ликвидировались. Вместо них создавались ф-ты обществ. права и этнологические.

В первые годы Сов. власти шло создание новых У. В 1918–19 было образовано 15 У. Мн. из них в нац. республиках – Ташкентский, Тифлисский, Азербайджанский, Ереванский, Всеобщий У. труда в Вильно, Рижский. В 1918 был создан Белорусский У. в Смоленске, существовавший до 1930. В 1925 в 26 сов. У. обучалось ок. 59 тыс. студентов и работало св. 6 тыс. преподавателей. Развернувшаяся в СССР индустриализация потребовала ускоренной подготовки многочисл. технич. интеллигенции.

В кон. 20 – нач. 30-х гг. началось разукрупнение У. На базе нек-рых ф-тов создавались самостоят. отраслевые вузы, что объективно содействовало развитию сов. высшей школы, укрепляло ее связи с жизнью, с производством. Однако при этом ряд У. был закрыт. Постепенно нек-рые из них открывались вновь – Горьковский (1931), Уральский (1931), Днепропетровский (1933), Одесский (1933), Азербайджанский (1934), В нач. 20-х гг. появляются первые науч.-исследовательские ин-ты при У. В янв. 1930 упраздняются коллегиальные органы управления У. Ф-ты были преобразованы в отделения. Укреплению У., упрочению их места в системе высшей школы способствовали постановления ЦК ВКП(б) "О целевых установках университетов" (апр. 1931), СНК РСФСР "Об университетах в Росс. Федерации" (13 июня 1931), ЦИК и СНК СССР "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" (19 сент. 1932). Все это стабилизировало положение У., определило их как уч. заведения, готовящие высоко- квалифицированных специалистов по общенауч. дисциплинам и педагогов. В У. вводились твердые уч. планы, совершенствовались методы преподавания, восстанавливались ф-ты естеств.-математич. цикла.

Постановлением СНК СССР "О преподавании гражд. истории в школах СССР" от 16 мая 1934 в У. восстанавливались историч. ф-ты. Повышению науч. и педагогич. уровня профессорско- преподават. состава У. содействовали постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) "Об ученых степенях и званиях" (20 марта 1937) и "О введении штатных должностей и должностных окладов для профессорско-преподават. состава в вузах" (11 нояб. 1937). Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 23 июня 1936 "О работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой" установило режим работы У., повысило роль преподавателей в уч. процессе, к-рый складывался теперь из лекций, практич. занятий и производств. практики.

К сер. 30-х гг. большинство рабфаков было закрыто. Постановлением СНК СССР от 29 авг. 1938 "О высшем заочном обучении" при У. открываются заочные ф-ты. 5 сент. 1938 постановлением СНК СССР вводится "Типовой устав высшего учебного заведения", определивший права и обязанности преподавателей, адм. состава и студентов. На его основе разрабатывались индивидуальные уставы У. В 1938 в СССР в 16 У. обучалось 47,7 тыс. студентов.

Создавались новые У. в союзных республиках. В 1927 открывается Самаркандский (до 1960 – Узбекский), в 1934 – Казахский, в 1940 – Петрозаводский У. С воссоединением Зап. Украины с УССР (1939), образованием Молд. ССР (1940), с восстановлением Сов. власти в прибалт. республиках (1940) в число сов. У. вошли Львовский, Черновицкий, Латвийский, Тартуский (б. Юрьевский) и Вильнюсский У. В 1940/41 уч. году в СССР было 29 У., в к-рых обучалось 75,7 тыс. студентов. В 1940 У. выпустили ок. 8 тыс. специалистов.

С нач. Вел. Отечеств. войны 1941–45 Наркомпрос РСФСР (1 июля 1941) ввел 3-летний срок обучения в У. и отменил прием в аспирантуру. С 1942/43 уч. года решением СНК СССР срок обучения в У. удлинился до 4, а на нек-рых ф-тах до 5 лет. Постановлением СНК СССР от 8 апр. 1944 пятилетний срок обучения восстанавливался полностью. К концу войны возрождается довоен. сеть У. В 1945 открываются Кишиневский и Ужгородский, в 1948 – Таджикский, в 1950 – Туркменский, в 1951 – Киргизский У. 30 авг. 1954 Сов. Мин. СССР и ЦК КПСС приняли постановление "Об улучшении подготовки, распределения и использования специалистов с высшим и средним специальным образованием", предусматривающее подготовку специалистов более широкого профиля. Принятое 12 апр. 1956 постановление Сов. Мин. СССР "О мерах улучшения научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" еще теснее связало деятельность У. с нар. х-вом. В 1955 в 33 У. обучалось более 166 тыс. студентов (из них 35 тыс. заочников) и работало 11 тыс. преподавателей (1300 профессоров, 3500 доцентов); было выпущено ок. 23 тыс. специалистов.

24 дек. 1958 Верх. Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы нар. образования в СССР" (отменен 19 июля 1973). 21 марта 1961 Сов. Мин. СССР утвердил "Положение о высших учебных заведениях СССР", уточнившее структуру, принципы организации уч. и научно-исследовательской работы У. Постановление ЦК КПСС и Сов. Мин. СССР от 20 февр. 1964 "О дальнейшем развитии научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях" предусматривало усиление роли научно-педагогич. кадров в решении важнейших науч. проблем. 3 сент. 1966 ЦК КПСС и Сов. пр-во приняли постановление "О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране". 19 июля 1973 Верх. Совет СССР утвердил "Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании", в к-рых закреплены наиболее важные положения и о высшем образовании.

В 1956–69 были созданы 12 новых У., главным образом в авт. республиках. В 1960 открыт в Москве У. дружбы народов им. Патриса Лумумбы, в к-ром готовятся кадры специалистов для стран Азии, Африки и Лат. Америки. Совместно с иностранцами здесь обучаются и сов. студенты.

Сов. У. развивались и развиваются в тесной связи с задачами социалистич. и коммунистич. строительства. Они готовят специалистов по всем отраслям знаний и имеют от 4 до 12 ф-тов. Наиболее типичные ф-ты: историч., филологич., юридич., экономич., механико-математич., химич., биолого-почвенный, биологич., физич., географич., геологич. В Вильнюсском, Тартуском, Петрозаводском и Якутском У., а также в У. дружбы народов имеются мед. ф-ты. В У. авт. республик есть ф-ты, отвечающие местным экономич. и культурным потребностям: инженерно-технич., сельскохозяйств., физич. воспитания, механизации с. х-ва, лесоинженерные и др.

В крупнейших У. имеются ин-ты и ф-ты повышения квалификации преподавателей вузов и средних спец. уч. заведений.

Хотя в СССР имеется значит. число академич. и отраслевых научно-исследовательских ин-тов, У. остаются крупными науч. и культурными центрами. Их науч. деятельность является важной составной частью общегос. планов развития науки и техники.

В У. работали крупнейшие сов. историки С. В. "Бахрушин", Б. Д. "Греков", А. А. "Губер", Е. А. "Косминский", Н. А. "Машкин", А. М. "Панкратова", В. И. "Пичета", В. С. "Сергеев", Е. В. "Тарле", M. H. "Тихомиров", В. М. "Хвостов". С У. связана деятельность мн. виднейших сов. ученых. Среди них лауреаты Ленинской премии – биологи В. А. Догель и А. В. Иванов; физики Л. А. Арцимович, В. И. Векслер, В. А. Фок, Е. Ф. Гросс; химики А. Н. Несмеянов и Б. П. Никольский; математик Л. Е. Понтрягин; филолог В. Ф. Шишмарев и др.; лауреаты Нобелевской премии – академики Л. Д. Ландау, А. М. Прохоров, Н. Г. Басов, Н. Н. Семенов, И. М. Франк. При У. имеются научно-исследовательские ин-ты, проблемные лаборатории, музеи, издательства. Все У. имеют науч. библиотеки. У. издают свои "Труды", "Ученые записки", "Вестники" и т. и., в т. ч. и по ист. наукам ("Вестник Московского ун-та, Серия IX, история", "Вестник Ленинградского ун-та. История, язык, литература"). Почти все У. находятся в системе мин-в высшего и среднего спец. образования союзных республик. Московский, Казанский и Днепропетровский У. непосредственно подчиняются Мин-ву высшего и среднего спец. образования СССР, к-рое издает журнал "Вестник высшей школы" (с 1940), освещающий жизнь и деятельность сов. вузов, в т. ч. и У. В 1972 при этом мин-ве образован Совет У., в к-рый входят ректоры всех У. СССР.

В 1969/70 уч. году в СССР было 48 У., в к-рых обучалось более 500 тыс. студентов (89 тыс. на вечерних отделениях, 165 тыс. заочников). В 1970 У. выпустили более 69 тыс. специалистов. В У. работало более 40,5 тыс. преподавателей и науч. сотрудников (2,2 тыс. докторов наук и профессоров, 14,4 тыс. канд. наук и доцентов). В 1972/73 уч. году в СССР действовали 58 У.

Университеты СССР (на 1 сент. 1973) и даты их основания: Азербайджанский (1919), Башкирский (1957), Белорусский (1921), Вильнюсский (1579), Воронежский (1918), Гомельский (1969), Горьковский (1918), Дагестанский (1957), Дальневосточный (1920), Днепропетровский (1918), Донецкий (1965), Ереванский (1920), Иркутский (1918), Кабардино-Балкарский (1957), Казанский (1804), Казахский (1934), Калининградский (1967), Калининский (1971), Калмыцкий (1970), Карагандинский (1972), Киевский (1834), Киргизский (1951), Кишиневский (1945), Красноярский (1969), Кубанский (1970), Куйбышевский (1969), Латвийский (1919), Ленинградский (1819), Львовский (1661), Марийский (1972), Мордовский (1957), Московский (1755), Новосибирский (1959), Одесский (1865), Пермский (1916), Петрозаводский (1940), Ростовский (1915), Самаркандский (1927), Саратовский (1909), Северо-Осетинский (1969), Симферопольский (1973), Сыктывкарский (1972), Таджикский (1948), Тартуский (1802), Ташкентский (1920), Тбилисский (1918), Томский (1880), Туркменский (1950), Тюменский (1973), Удмуртский (1972), Ужгородский (1945), Уральский (1920). Харьковский (1805), Черновицкий (1875), Чечено-Ингушский (1972), Чувашский (1967), Якутский (1956), Ярославский (1971), Дружбы народов им. Патриса Лумумбы (1960).

Лит.: Маркс и Энгельс, О воспитании и образовании, М., 1957; Ленин В. И., О науке и высшем образовании, М., 1967; Ферлюдин П., Историч. обзор мер по высшему образованию в России, в. 1, Академия наук и университеты, Саратов, 1894; Бороздин И. Н., Университеты в России в пер. пол. XIX в., в кн.: История России в XIX в., т. 2, [СПБ, б. г.]; Сватинов С. Г., Русские университеты и их историч. библиография, П., 1915; Орлов В. И., Студенческое движение Московского университета в XIX ст., М.. 1934; Цетлин Л. С, Из истории научной мысли в России, М., 1958; Егоров Ю. Н., Реакционная политика царизма в вопросах университетского образования в 30–50-е гг. XIX в., "НДВШ ИН", 1960, № 3; Штранге M. M., Демократическая интеллигенция России в XVIII в., М., 1965; Кравец Т. П., Роль университетов и других высших школ в развитии отечественной науки, в его кн.: От Ньютона до Вавилова, Л., 1967; Щетинина Г. И., Университеты и общественное движение в России в пореформенный период, ИЗ, т. 84, М., 1969; Мошкович Г. Г., Университетский устав 1884 года и либеральная профессура 70–80-х годов XIX в., "Науч. труды Краснодарского педагогич. ин-та", 1969, в. 103; Яковлев В. П.,

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia