Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Тайпинское восстание





ТАЙПИ́НСКОЕ ВОССТÁНИЕ (1850–64) – крупнейшая по размаху и продолжительности крест. война в Китае, сопровождавшаяся созданием повстанцами своего гос-ва на довольно значительной территории.

Т. в. было порождено резким обострением противоречий между крестьянством и феодалами, а также между осн. массой кит. народа и маньчжурской аристократией, к-рая держала в своих руках власть в стране с сер. 17 в. Большую роль в обострении клас. и нац. противоречий сыграла агрессия капиталистич. держав против Китая (см. "Англо-китайская война 1840–42").

В подготовке Т. в. огромное значение имела деятельность Общества поклонения богу (Байшандихой), к-рое основал зачинатель и верховный руководитель тайпинского движения "Хун Сю-цюань" в 1843 в уезде Хуасянь (пров. Гуандун) в качестве легальной христ. религ. орг-ции. Поднятое летом 1850 в р-не Цзиньтянь (пров. Гуанси) Т. в. сначала носило локальный характер и отличалось от мн. др. местных восстаний лишь более тщательной подготовкой и лучшей организацией. В ходе его была создана дисциплинированная повстанч. армия, провозглашено создание Небесного гос-ва великого благоденствия (Тайпин тяньго) и развернуты операции против правительств, войск и помещичьих дружин самообороны в ряде уездов Гуанси. В мае 1852 тайпины покинули Гуанси и стали продвигаться в центр, часть страны. Этот поход, сопровождавшийся огромным численным ростом повстанцев (с 20–30 тыс. чел. до 300–500 тыс. чел.) и крупными воен. успехами, способствовал превращению Т. в. в крест, войну. Он завершился в марте 1853 захватом тайпинами Нанкина. Обосновавшись в Нанкине, руководители Т. в. опубликовали "Земельную систему небесной династии" – утопическую программу преобразования кит. феод. об-ва в некое военизированное патриархальное об-во, осн. на идеях уравнительности в сфере производства и потребления. На практике социально-экономич. политика тайпинов свелась в осн. к уменьшению размера арендной платы и налогов с крестьян и значительному увеличению налогового обложения помещиков и богачей. Тайпины дружественно относились к западным капиталистическим государствам, но требовали от их представителей, прибывающих в Нанкин, оказывать почести Хун Сю-цюаню как "второму сыну бога" и "истинному повелителю" всех стран и народов.

Провозглашение Нанкина столицей тайпинского гос-ва в марте 1853 означало, что повстанцы перешли к завоеванию и закреплению за собой территорий. Это заставило тайпинов постоянно заботиться о защите Нанкина и отказаться от стратегии стремительного наступления всеми силами в одном направлении, благодаря к-рой им удавалось удерживать за собой инициативу и наносить сокрушит. удары по врагу. В мае 1853 тайпины предприняли поход на Пекин с целью низвержения власти маньчжурской династии Цин, их войска форсировали р. Хуанхэ и к концу года вышли на подступы к Тянь-цзиню. Однако Сев. поход проводился недостаточными силами и потому закончился полным поражением тайпинских войск (май 1855), что позволило феодальной реакции укрепить свои позиции. В 1853–56 тайпины развернули крупные наступательные операции в Центр. Китае, где одержали ряд важных побед и захватили значительную часть территории. Однако им не удалось нанести решающего поражения цинской реакции.

Отрицат. влияние на дальнейшее развитие Т. в. оказала распря среди руководящей верхушки тайпинов осенью 1856, сопровождавшаяся убийством трех их руководителей ("Ян Сю-цина", "Вэй Чан-хоя" и Цинь Жи-гана) и истреблением многих тысяч повстанцев в Нанкине. Причины раздоров коренились в преобладании у повстанческих руководителей личных и групповых интересов над общеклассовыми н общенародными. Огромный урон тайпинам нанес также раскол в их рядах осенью 1857, сопровождавшийся уходом значит. части повстанцев во главе с "Ши Да-каем" в юго-зап. провинции и переходом власти в тайпинском гос-ве в руки родственников и фаворитов Хун Сю-цюаня.

Воспользовавшись ослаблением повстан- ческого лагеря, феод. реакция в 1856–58 отбила у тайпинов многие важные опорные пункты и значит, территории. Положение на фронтах несколько стабилизировалось с осени 1858, после того как тайпинские войска под команд. "Ли Сю-чэна" и "Чэнь Юй-чэна" одержали крупные победы над врагом. Эти победы способствовали некоторому ослаблению военного и политического кризиса в лагере повстанцев.

В 1860 тайпины, воспользовавшись тем, что силы и внимание цинского пр-ва были направлены на защиту столичной провинции Чжили от вторжения англо-франц. войск (см. "Англо-франко-китайская война 1856–1860"), нанесли ряд сокрушит. поражений противнику и захватили юж. часть пров. Цзянсу, богатую материальными ресурсами. К концу 1861 они заняли также большую часть пров. Чжэцзян, но потеряли важную крепость Аньцин.

С февр. 1862 в воен. действиях против тайпинов стали активно участвовать Англия и Франция, к-рые в связи с получением новых привилегий от цинского пр-ва в результате войны 1856–60 оказались заинтересованными в сохранении власти маньчжуров в Китае и в скорейшем подавлении Т. в. Открытое участие англо-франц. интервентов и иностр. наемников во главе с амер. авантюристом Уордом в гражд. войне в Китае на стороне феод. реакции привело к тому, что к сер. 1863 повстанцы, несмотря на упорное сопротивление, лишились всей ранее завоеванной ими терр. на сев. берегу р. Янцзы, большей части терр. Чжэцзяна и важных позиций в юж. Цзянсу. Нанкин был плотно блокирован врагом, и попытки повстанцев деблокировать его потерпели полную неудачу. В июне 1863 подверглась разгрому и группировка войск Ши Да-кая в Сычуани. В ожесточенных боях, развернувшихся во 2-й пол. 1863 – 1-й пол. 1864, тайпины потеряли почти все свои опорные пункты, а их осн. воен. силы были разбиты цинскими войсками. С захватом врагом Нанкина в июле 1864 и гибелью гл. руководителей Т. в. перестало существовать и тайпинское гос-во. Остатки тайпинской армии в составе двух разрозненных группировок, уцелевшие после гибели тайпинского гос-ва, в течение нек-рого времени продолжали борьбу. Одна из них, ушедшая в район фуцзяньско-гуандунской границы, была уничтожена там врагом в янв. 1866. Другая группировка, действовавшая в районах к С. от р. Янцзы, в 1864 объединилась с остатками повстанцев-няньцзюней (см. "Няньцзюньское восстание") и в течение неск. лет вела маневренные операции на обширной терр. севернее р. Янцзы. Она была окончательно разгромлена правительственными войсками в авг. 1868.

Т. в. было героич. борьбой кит. народа против феод, помещиков, маньчжурских властителей и иностр. колонизаторов. Его революц. традиции впоследствии использовались передовыми людьми Китая в борьбе за освобождение своей страны, за создание подлинно справедливого обществ, строя.

Т. в. привлекло к себе пристальное внимание К. Маркса и Ф. Энгельса. К. Маркс посвятил ему ряд статей (см. "Революция в Китае и в Европе", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 98–105, и др.), в к-рых подчеркнул его большое прогрессивное историческое значение. Это восстание нар. масс Китая было встречено с искренним сочувствием передовой демократической общественностью России и др. стран, что нашло выражение, в частности, в русской революционно-демократич. публи- цистике.

Лит-ра о Т. в. насчитывает несколько сот названий, гл. обр. на кит. яз. [наиболее полный перечень работ и источников, опубл. на кит. яз. до 1956, см. в кн.: Чжан Сю-минь и Ван Хуэй-ань, Перечень мат-лов о тайпинах (Тайпин тяньго цзыляо мулу), Шанхай, 1957)]. Во мн. книгах бурж. (и во всех соч. цинских) авторов Т. в. характеризуется как бессмысленный бунт черни, разрушительное бандитское движение, прославляются его цинские и зап. палачи и душители [см., напр., Ду Вэнь-лань, Краткая история усмирения гуансийских мятежников (Пиндин юэфэй цзилюэ, б. м., 1871); S. Mossman, The great Taiping rebellion, L., (s. a.); A. Hake, Events in the Taiping rebellion, L., 1891; W. Hail, Tseng Kuo-fan and the Taiping rebellion, L., 1927]. В ряде др. произведений зап. бурж. историков оно изображается либо как неудавшаяся попытка силой оружия утвердить в Китае христианство в качестве гос. и единств. религии (напр., F. Anderson, The rebel emperor, L., 1958), либо как попытка низвергнуть некий "конфуцианский строй" и утвердить "тоталитарный режим" (F. Michael and Chang Ghung-li, The Taiping rebellion, Seattle-L., 1966). В гоминьдановской историографии и в нек-рых зап. бурж. исследованиях Т. в. характеризуется как мощное патриотич. выступление кит. народа против тиранич. господства маньчжуров, как своего рода "социальная, национальная и религиозная революция" [Чжан Сяо-мин, История тайпинской революции (Тайпин тяньго гэмин ши, Шанхай, 1932); Цзянь Ю-вэнь, Полная история тайпинов (Тайпин тяньго цюань ши, Сянган, 1961); J. M. Callery et М. Ivan, L'insurrection en Chine depuis son origine jusqu'a la prise de Nankin, P., 1853; Ch. Spielmann, Taiping-revolution in China, Halle, 1900].

Правильное освещение Т. в. как антифеод. и антиманьчжурской крест. войны дается в марксистской историографии. В сов. историографии Т. в. посвящены работы Г. С. Кара-Мурзы ("Тайпины", М., 1941) и В. П. Илюшечкина. Из книг историков КНР следует отметить: Ло Эр-ган, Очерки истории тайпинов (Тайпин тяньго ши гао, Пекин, 1955); Моу Ань-ши, Тайпины (Тайпин тяньго, Шанхай, 1959); Ли Чунь, Опыт исследования тайпинских порядков (Тайпин тяньго чжиду чутань, Пекин, 1963).

Источн.: Тайпинское восстание 1850–1864. Сб. док-тов, М., 1960; Тайпин тяньго ши ляо (Мат-лы по истории тайпинов), Пекин, 1950; Тайпин тяньго (Тайпины), т. 1–8, Шанхай, 1957; Тайпин тяньго цзыляо (Материалы о тайпинах), Пекин, 1959.

Лит. (кроме указ. в статье): Илюшечкин В. П., Крестьянская война тайпинов, М., 1967; Фань Вэнь-лань, Новая история Китая, пер. с кит., т. 1, М., 1955.

В. П. Илюшечкин. Москва.



Еще в энциклопедиях