Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Рабство





РÁБСТВО – первая исторически возникшая и наиболее грубая форма эксплуатации, при к-рой раб, наряду с орудиями производства, являлся собственностью своего хозяина-рабовладельца. В наиболее отчетливых формах Р. раб не имел никаких прав и считался вещью, к-рой пользовались по личному усмотрению; лишенный средств производства и экономич. стимула к труду, он работал только в результате прямого физич. принуждения, предполагавшего систему устрашений и наказаний. Особое положение рабов подчеркивалось обычно и внеш. признаками (клеймо, ошейник, одежда и т. д.). Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Р. получило широкое распространение при "рабовладельческом строе". Как одна из форм эксплуатации и форм социальных отношений Р. существовало во многих странах в период феодализма и даже капитализма. Социально-экономич. предпосылки Р. сложились в процессе разложения первобытнообщинного строя, связанном с ростом производительности труда в земледелии, животноводстве, ремесле и т. п., появлением прибавочного продукта, с возникновением частной собственности и имуществен. неравенства. Выделяют две осн. группы рабов: рабов, занятых обслуживанием домашнего х-ва и семьи рабовладельца, и рабов, занятых непосредственно в тех или иных видах производства (работа в полеводстве и животноводстве, на рудниках, занятие ремеслами и т. п.). В нек-рых странах существовали спец. группы рабов: рабы-воины, фактически приравненные к свободным бойцам, рабы для жертвоприношений, гладиаторы и т. д. Источники Р.: иноплеменники, захваченные в плен во время войны или предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т. п.); соплеменники, обращенные в Р. за неуплату долгов (в нек-рых гос-вах, например Иудее, это было запрещено или ограничено определ. сроком), за совершенные преступления и т. д.; естеств. прирост рабов, работорговля и пр.

Формы Р. в различные историч. эпохи и в связи с особенностями социально-экономич. развития стран и народов мира отличались большим разнообразием. Начальной, наиболее примитивной его формой было т. н. патриархальное Р., когда рабы входили во владевшую ими семью как бесправные ее члены, жили обычно под одной крышей с хозяином и выполняли такую же работу, что и остальные члены семьи. Это Р., рассчитанное на удовлетворение потребностей больших патриархальных семей и семей др. видов, существовало в той или иной степени у всех народов мира при переходе их от первобытнообщинного строя к клас. обществу, в т. ч. и у тех, к-рые по существу миновали рабовладельч. формацию. В большинстве случаев патриархальное Р. характеризовалось относительно удовлетворит. положением рабов, сравнительно легким приобретением ими статуса свободных (обычно путем брака со свободными или путем усыновления свободным раба), однако некоторые виды его, например у индейцев Сев. Америки (тлинкитов, хайда и др.), отличались жестоким обращением с рабами.

В раннеклас. гос-вах, центрах древних цивилизаций – Др. Египте, Ассирии и Вавилонии, Др. Индии, Др. Китае и др., Р. и рабовладельч. отношения не получили значит. развития. Осн. масса рабов в этих гос-вах принадлежала правившим там деспотам; рабы обслуживали их дворцовые х-ва, использовались на строительстве спец. сооружений (храмов, дворцов и т. п.), в рудниках, на обществ. работах (рытье каналов, прокладка дорог и т. п.), нередко их привлекали и к службе в армии. Отд. группы рабов деспот дарил своим приближенным в личное услужение; значит. число рабов находилось также в распоряжении храмов и верховных жрецов. Частное рабовладение было незначительным. В ряде случаев (напр., в Др. Египте, Ассирии и др.) значит. группы пленных сажались на землю, они платили налоги, как свободные общинники. Массовые жертвоприношения рабов были характерны в осн. лишь для Китая в период правления Шан-Инь (2-е тыс. до н. э.) и ранних этапов истории Египта; они совершались при погребении кит. царей (ванов) и егип. фараонов, к-рых по религ. представлениям рабы должны были обслуживать в загробной жизни. Распространение частного рабовладения, а также купли-продажи рабов (в Др. Египте – с конца Среднего царства, в Др. Китае – с эпохи Чжоу, в Индии – с 6 в. до н. э.) не внесло сильных изменений в положение рабов; в большинстве стран закон по-прежнему осуждал жестокое обращение с рабом, препятствовал продаже детей раба др. хозяину. Преобладали формы патриархального Р., при к-рых осн. сферой применения труда рабов было домашнее х-во. Однако в нек-рых странах, напр. в Китае, труд рабов использовался и в производств. сфере (в ремесле, торговле, скотоводстве и частично в земледелии). В конце эпохи Чжоу, а затем в эпохи Цинь и Хань (3–1 вв. до н. э.) рабский труд использовался также на работах по строительству Великой Кит. стены, оросит. каналов, по прокладке дорог, на строительстве дворцов, в горном деле и т. д. В раннеклас. гос-вах Америки – у майя, ацтеков и инков, рабы использовались преимущественно на изнурительных работах, многочисленные группы их обрекались на ритуальные жертвоприношения.

Наибольшего развития Р. достигло в Др. Греции и Др. Риме, пройдя и здесь через стадию патриархального Р. (гомеровская Греция, Рим эпохи царей). Р. античного типа, получившее распространение и в нек-рых др. странах Средиземноморья, напр. в Карфагене, характеризовалось широким развитием частного рабовладения и выделением класса рабовладельцев, использовавших труд рабов в сел. х-ве (особенно в Риме во 2 в. до н. э. – 2 в. н. э.), ремеслах, горном деле и др. видах произ-ва; в воен. деле рабы использовались мало. Число рабов определяло благосостояние и обществ. положение; крупные рабовладельцы, имевшие по нескольку сот и даже тысяч рабов, нередко отдавали их внаем с целью извлечения большей прибыли. В юридич. отношении рабы были бесправны; их называли "живыми орудиями", "двуногим скотом" и т. п.; по римскому праву они считались "вещью" ("Mancipi res"), к-рую рабовладелец мог продать или уничтожить. Кроме обращения в рабов военнопленных и должников, широкие размеры приобрела покупка рабов в соседних "варварских" гос-вах (Сирии, Египте и др.) и у пиратов Средиземноморья, деятельность к-рых в последние века до н. э. приобрела столь широкий размах, что, по свидетельству Страбона, только на рынке о. Делос ежегодно продавалось до 10 тыс. рабов. Сравнительно гуманное отношение к рабам отмечено по существу лишь в Афинах, где законами Солона было упразднено долговое Р., рабы (особенно общественные) могли иметь семью, жестокое обращение с рабами встречало осуждение и т. п. Очень тяжелым было положение рабов в Риме. Брачные связи рабов и свободных карались, брачная связь раба и рабыни считалась просто сожительством, к-рое рабовладелец мог в любое время прервать. Рабы тысячами погибали в рудниках, каменоломнях и в гладиаторских играх. Доведенные до отчаяния рабы поднимались на восстания, наиболее крупными из них были "Сицилийские восстания рабов" во 2 в. до н. э. и "Спартака восстание" [74 (или 73) – 71 гг. до н. э.]. Восстания рабов жестоко подавлялись, однако они в значит. мере способствовали расшатыванию основ рабовладельч. строя. Это привело, в частности, к нек-рому изменению правового положения рабов. В Др. Риме в эпоху империи был принят ряд законов, частично охранявших рабов от произвола их хозяев (осуждение убийства рабов, регламентация торговли рабами и т. п.). Распространение христианства не оказывало на этот процесс заметного влияния; призывая к отказу от жестокого обращения с рабами, отцы церкви вместе с тем считали Р. естественным явлением и убеждали рабов смиренно подчиняться их хозяевам.

Античное Р. с его сравнительно высокой интенсификацией труда рабов способствовало росту произ-ва, созданию больших материальных ценностей. Переложение тягот физич. труда на плечи рабов облегчило выделение групп людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, Р. изживало себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства. Новые орудия труда и технич. нововведения в Риме (усовершенствованный плуг, молотилка, водяная мельница и др.) требовали от работников более высокой квалификации и нового отношения к труду. Рабы не были заинтересованы в росте производительности труда. В первые века н. э. рабовладельч. х-во в Риме клонится к упадку. Число рабов сокращается в связи с уменьшением притока их извне и ростом числа "вольноотпущенников" (сохранявших по отношению к прежнему господину ряд обязанностей); мн. рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с "колонами"; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельч. способа произ-ва.

В период раннего средневековья и в возникших на терр. Римской империи "варварских" гос-вах (особенно в гос-ве остготов в Италии и вестготов в Испании) Р. играло заметную, но уже не ведущую роль в х-ве. Значит. часть рабов сидела на земле, платя господину оброк, и постепенно сливалась с обедневшим слоем крестьян-общинников в группу феодально-зависимого крестьянства. По данным ""Книги страшного суда"", в Англии в конце 11 в. насчитывалось лишь ок. 25 тыс. рабов (сервов). Значит. группы рабов принадлежали католич. церкви (т. н. "церковные рабы"). К 13 в. в большинстве стран Зап. Европы Р. фактически исчезает, однако в городах Средиземноморья (особенно в Венеции и Генуе) широкая торговля рабами (перепродажа их из Турции в Сев. Африку) продолжалась до 16 в. В Византии процесс изживания рабовладельч. отношений шел в осн. аналогично западноевропейскому, но медленнее; в 10–11 вв. Р. сохраняло там еще большое экономич. значение. У германцев и славян (кроме далматинцев, к-рые вели торговлю рабами) Р. было распространено преим. в патриархальной форме; на Руси оно существовало еще в 9–12 вв. в недрах развивавшегося феод. общества. Постепенно рабы ("холопы") пополняли ряды феодально-зависимого крестьянства, превращаясь гл. обр. в дворовых; вместе с тем положение некоторых групп крепостных (особенно работавших в рудниках) мало чем отличалось от положения рабов.

В крупнейших странах Востока – Китае, Индии и др. Р. в его патриархальной форме сохранилось вплоть до развития там капиталистич. отношений, а иногда существовало и наряду с ними. Осн. источником Р. в ср. века здесь было долговое Р. В Китае была широко распространена продажа в рабство обедневшими крестьянами членов своих семей. Кроме того, одним из источников Р. в Китае на протяжении всего средневековья было превращение в гос. рабов преступников или членов их семей. Довольно широкий размах приобрело Р. и в мусульм. странах Бл. и Ср. Востока. Так как ислам запрещал обращать в Р. мусульман, то осн. источником поступления рабов в мусульм. страны была покупка их на рынках стран Европы, Азии и Африки. Рабы в мусульм. странах использовались на тяжелых работах – в рудниках (см. "Зинджи"), в войсках мусульм. государей (см. "Гулямы", "Mамлюки"), в домашнем х-ве и личном услужении (включая гаремы и обслуживающий их персонал).

Новый этап широкого распространения Р. (с 16 в.) связан с процессом т. н. "первоначального накопления" и колониальными захватами в странах Азии, Африки и Америки. Капиталистич. способ произ-ва, базирующийся на применении свободного наемного труда, вместе с тем с момента своего появления везде, где это было возможно и выгодно, вводил или поощрял многообразные пережитки докапиталистич. форм эксплуатации и принуждения, в т. ч. и Р., приспосабливая его к нуждам капиталистич. х-ва. Испания и Португалия, а позднее – Голландия, Франция и Англия, захватывая новые земли, стремились в той или иной степени использовать там подневольный труд местного населения. Особенно широкие размеры и наибольшее экономич. значение Р. приобрело в колониях на амер. континенте, гл. обр. в связи с развитием там крупного плантационного х-ва. Сопротивление, а также вымирание индейцев, наряду с формальным запретом королями Испании и Португалии обращать индейцев в рабов, вынудили исп. и португ. колонизаторов ввозить негров-рабов из Африки. Первые группы их были доставлены на Гаити в нач. 16 в.; систематич. ввоз на о-ва Вест-Индии и в страны Юж. Америки развернулся с 1517; первая группа негров-рабов в Сев. Америку (штат Виргиния) была доставлена в 1619. Работорговля быстро расширялась и стала столь прибыльным делом, что за право поставки рабов велись войны и оно оговаривалось в мирных договорах (напр., в "Утрехтском мирном договоре 1713"). Своего наибольшего размаха работорговля достигла в 17 – 1-й пол. 19 вв. Зап. побережье Африки было покрыто сетью контор-факторий, где работорговцы (вначале испанцы и голландцы, а с 18 в. преим. англичане) приобретали рабов через местных вождей. За рабами снаряжались экспедиции, опустошавшие большие р-ны. С 1680 по 1786 только в англ. колонии, включая Вест-Индию, было доставлено св. 2,1 млн. рабов, в среднем по 20 тыс. в год; общее число негров, ввезенных в страны Америки, составляло, по-видимому, св. 10 млн. чел., примерно столько же их погибло в пути. В областях крупных плантаций (хлопковых, табачных, сахарных и др.) на терр. южных штатов совр. США, крупных о-вов Карибского м. (Гаити, Куба, Ямайка и др.), в Бразилии и Гвиане негры-рабы в нач. 19 в. составляли большинство населения; их труд приносил огромные доходы, а дешевое сырье, поступавшее с этих плантаций в Европу, способствовало развитию там крупной пром-сти. Обращение с неграми на плантациях было очень жестоким; они были низведены до положения рабочего скота, подвергались всевозможным наказаниям. ""Черный кодекс"", введенный Людовиком XIV в 1685, регламентировал обращение с рабами во франц. колониях, в частности запрещал пытки, но уже в нач. 18 в. он был сведен на нет более жестокими установлениями. Особенно тяжелым было положение рабов на Ю. терр. США. В несколько лучшем положении находились группы рабов, обслуживающих домашнее х-во плантаторов. Брачные связи рабовладельцев с наложницами-негритянками привели в ряде стран, особенно в Бразилии, к появлению многочисленного слоя мулатов. В США с развитием расовой сегрегации такие связи стали редким явлением.

Рабы вели неустанную борьбу за свое освобождение; наиболее яркие ее проявления: движение беглых рабов в 16–17 вв. на терр. исп. колоний в Америке; движение рабов в Бразилии, создавших в 17 в. республику "Палмарис"; партиз. борьба негров-марунов на о-ве Ямайка; освободит. восстание рабов на о-ве Гаити под руководством "Туссен-Лувертюра" в кон. 18 – нач. 19 вв., завершившееся отменой Р. и созданием независимой республики. Крупнейшие группы рабов сохранялись в США и Бразилии.

По мере развития капиталистич. отношений все более отчетливо выявлялась низкая производительность рабского труда, тормозившего дальнейшее развитие производит. сил. В этих условиях под давлением все усиливавшегося сопротивления рабов и с ростом широкого обществ. движения против Р. ("аболиционизм" в США и т. п.) началась отмена Р. Великая франц. революция "Декларацией прав человека и гражданина" провозгласила отмену Р. Однако во франц. колониях этот акт был проведен в жизнь по существу лишь в 40-х гг. 19 в. Англия провозгласила отмену Р. в 1807, но провела это в колониях лишь в 1833. В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Р. Португалия, а в 60-х гг. Р. было отменено большинством гос-в амер. континента. В США Р. было отменено в результате гражд. войны 1861–65 между Сев. и Юж. (рабовладельч.) штатами; в этой войне на стороне северян активно участвовали негры.

Однако капитализм не был заинтересован в полном уничтожении Р. Наряду с открытым Р. продолжали существовать формы принудит. труда, мало отличающиеся от Р. (долговое Р. – "пеонаж" в странах Америки, система законтрактованных рабочих в Океании и т. п.). В ряде колониальных и зависимых стран институт Р. продолжал сохраняться длительное время. Особенно широкий размах имело Р. в португ. колониях Африки как в плантационном, так и в домашнем х-ве. В нач. 20 в. на о-вах Сан-Томе и Принсипи рабы (serviçaes) составляли св. половины населения. Во мн. колониальных и зависимых странах Р. было отменено лишь в нач. 20 в. У арабов Центр. и Юж. Аравии и в нек-рых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Р. сохранилось вплоть до 50-х гг. 20 в. В Саудовской Аравии Р. было отменено лишь в нояб. 1962.

Междунар.-правовое регулирование борьбы с Р. началось еще в 1-й четв. 19 в. Однако большинство между-нар. док-тов о борьбе с Р. осуждало, но не запрещало Р. и носило формальный, декларативный характер. (В наст. время действует конвенция о Р., заключенная в 1926 в Женеве в рамках Лиги наций. С 1948 в течение ряда лет вопрос о Р. обсуждался в ООН. Принятая ООН в 1948 Всеобщая декларация прав человека провозгласила (ст. 4), что Р. и работорговля запрещаются во всех видах. В 1956 в Женеве состоялась конференция представителей 59 гос-в по вопросу о борьбе с Р., принявшая дополнит. конвенцию об упразднении Р., работорговли и институтов, и обычаев, сходных с Р. (принудит. труд и т. п.).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 И8д., т. 25, ч. 2; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Андреев М. Г., Институт рабства в Китае, "Проблемы Китая", 1929, № 1; Думан Л. И., О роли рабства в эпоху Инь (XIV–XI вв. до н.э.), в сб.: Китай. Япония. История и филология. К 70-летию акад. Н. И. Конрада, М., 1961; Го Mо-жо, Эпоха рабовладельч. строя, пер. с кит., М., 1956; Чанана Дев Радж, Рабство в древней Индии, пер. с англ., М., 1964; Утченко С. Л., Штаерман Ε. Μ., О некоторых вопросах истории рабства, "ВДИ", 1960, № 4; Слонимский Μ. Μ., Κ проблеме античного рабства, "ВДИ", 1961, № 4; Штаерман Ε. Μ., Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике, М.,1964; Εльницкий Л. Α., Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII–III вв. до н.э., М., 1964; Валлон Α., История рабства в античном мире, пер. с франц., т. 1–2, М., 1941; Нибур Г. И., Рабство, как система хозяйства. Этнологическое исследование, пер. с англ., 2 изд., М., 1907; Аверкиева Ю. П., Рабство у индейцев Северной Америки, М.–Л., 1941; ООН. Доклад специального комитета по вопросу о рабстве (Вторая сессия), [б. м.], 1951; Травинский В. М., Как погибли миллионы негров, М., 1963; Пашерстник А. Е. и Левин И. Д., Принудительный труд и рабство в странах капитала, М., 1952; Φостер У., Негритянский народ в истории Америки, пер. с англ., Μ., 1955; Duignan P., Clendenen С, The United States and the African slave trade 1619–1862, Stanf., 1963; Ingram J. K., A history of slavery and serfdom, L., 1895; Wуndham Н. Α., The Atlantic and slavery, L., 1935; Du Bois W. Ε. В., The Negro, N. Y., 1915; Franklin J. H., From slavery to freedom, 2 ed., Ν. Υ., 1956; Langer О., Sklaverei in Europa wahrend der letzten Jahrhunderte des Mittelalters, Bautzen, 1891; GreenidgeG. W. W., Slavery, L., 1958; Νevinsοv Н. W., A modern slavery, Essex, 1963; Martin G., Histoire de l'esclavage dans les colonies françaises, P., 1948; Weatherford W. D., The Negro from Africa to America, Ν. Υ., 1924; Tennenbaum F., Slave and citizen. The Negro in the Americas, N. Y., 1947; Dumοnd D. L., A bibliography on antislavery in America, Ann Arbor, 1961; Sacо J. Α., Historia de la esclavitud..., v. 1–7, P.–Havana, 1875–1938.

В. И. Козлов. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia