Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Культурно-историческая школа





КУЛЬТУ́РНО-ИСТОРИ́ЧЕСКАЯ ШКÓЛА – антиэволюционное направление в бурж. этнографии, известное также под наименованием "теории культурных кругов". В своем возникновении К.-и. ш. связана с антропогеографич. теорией Ф. "Ратцеля" и с "культурно-морфологической" теорией Л. "Фробениуса". Методологич. принципы К.-и. ш. изложены наиболее видным ее представителем Ф. "Гребнером" в книге "Метод этнологии" (Fr. Graebner, Methode der Ethnologie, Hdlb., 1911). В основе их лежит идеалистич. концепция неокантианца Г. "Риккерта", согласно к-рой история не знает закономерностей, ист. явления индивидуальны и неповторимы. По Гребнеру, каждое явление культуры возникает единожды, в одном месте, наличие его у разных народов объясняется распространением из первонач. центра. В работах представителей К.-и. ш. осн. внимание уделяется изучению пространственного распространения культурных явлений. На той или иной терр. выявляется определенное сочетание элементов культуры – предметов материального быта, социальных институтов, религ. представлений и т. п. и т. о. конструируется культурный круг. Вся история культуры сводится к пространственному перемещению и напластованиям неск. культурных кругов, оторванных от конкретных народов – создателей культуры. Т. к. каждый элемент культуры неповторим и возникает независимо от других, отсутствует к.-л. взаимная обусловленность и внутр. связь между явлениями внутри "культурных кругов"; последние представляют собой по существу абстрактные схемы, конструируемые по произволу их авторов.

Разновидностью К.-и. ш. является венская клерикальная школа во главе с католич. австр. патерами В. "Шмидтом" и В. "Копперсом". В. Шмидт выделил особый "пигмейский культурный круг", к-рый он объявил наиболее древним и произвольно приписал ему наличие частной собственности, моногамии, представлений о едином боге-творце. Тем самым Шмидт стремился утвердить истинность христианских догм и обосновать извечность институтов капиталистического общества. Влияние К.-и. ш. сказалось и в области археологии. Теорию культурных кругов применительно к археологическим материалам развивал реакционный австрийский археолог О. Менгин.

Лит.: Левин М. Г., Τокарев C. A., "Культурно-ист. школа" на новом этапе, "СЭ", 1953, т. 4; Токарев С. Α., Венская школа этнографии, "ВИМК", 1958, № 3.

M. Г. Левин. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia