Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Культурная революция





КУЛЬТУ́РНАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ – составная часть социалистич. и коммунистич. строительства, сложный и многосторонний процесс коренных преобразований духовной жизни об-ва, целью к-рых является создание культуры социализма и коммунизма – качественно новой, высшей ступени в культурном развитии человечества, воспитание членов об-ва в духе идей коммунизма; К. р. – одна из общих и гл. закономерностей обществ. развития всех стран, вступивших на путь социализма (см. "Декларацию Совещания представителей коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран, состоявшегося в Москве 14–16 ноября 1957 года", в кн.: "Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм", 1961, с. 12–13). Капитализм создает материальные и духовные предпосылки нового об-ва, но массовое порождение коммунистич. сознания, пролетарской культуры возможно только в практич. движении, в революции. "... Революция, – указывали К. Маркс и Ф. Энгельс, – необходима... и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 70). Центральная задача К. р. – превратить культуру из достояния немногих в достояние всех. Необходимость этого возникает в любой, даже самой "цивилизованной" бурж. стране.

Теория К. р. была создана В. И. Лениным. Опровергая догмы оппортунистов 2-го Интернационала, утверждавших, что социалистич. революции обязательно должно предшествовать достижение "определенного", произвольно толкуемого ими, уровня культуры пролетариата, наличие у рабочего класса значит. количества подготовленных кадров, Ленин доказал, что политич. и социальный переворот может и должен предшествовать культурному перевороту. Рассматривая К. р. как важнейшее звено (наряду с социалистич. индустриализацией и кооперированием с. х-ва) программы социалистического строительства (см. Соч., т. 33, с. 435), Ленин определил ее социальное содержание: "... Все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации" (там же, т. 26, с. 436); становление и развитие новой культуры будет проникнуто "...духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры, т. е. за свержение буржуазии, за уничтожение классов, за устранение всякой эксплуатации человека человеком" (там же, т. 31, с. 291). Самым важным фактором для победы К. р. Ленин считал стремление масс к культуре. Он отстоял марксистскую точку зрения на новую культуру, к-рая должна явиться закономерным развитием предшествовавшей культуры. "Не вы думка новой пролеткультуры, – подчеркивал он, – а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры" (Ленинский сб., т. XXXV, 1945, с. 148). Ленин был не только теоретиком К. р., но и непосредственным организатором сов. культуры, науки, искусства.

К. р. начинается с установлением "диктатуры пролетариата", превращающей все завоевания культуры в достояние народа и создающей условия и материальные предпосылки для социалистич. революции в области идеологии и культуры. К. р. развивается в органич. связи с социалистич. и коммунистич. преобразованиями во всех областях, выступая как результат и одновременно как условие их дальнейшего развития. Она совершается по инициативе и под руководством социалистич. гос-ва, направляемого марксистско-ленинской партией, при активной поддержке трудящихся. В процессе К. р. происходит приобщение широких масс трудящихся к богатствам культуры, науки, техники, подготовка и вовлечение их в активную обществ.-политич. и хоз. деятельность, в управление гос-вом; создается социалистич. система нар. образования; трудящиеся освобождаются от влияния бурж. идеологии, социалистич. идеология становится господствующей; решается задача ликвидации фактич. неравенства ранее отсталых народов в области культуры; происходит коренное изменение сознания и быта народа. Важнейшим компонентом К. р. является перевоспитание кадров старой интеллигенции и формирование многочисл. новой, народной, социалистич. интеллигенции, создание социалистич. лит-ры и искусства, всестороннее развитие науки. Осуществление К. р. означает ликвидацию культурной противоположности, а затем и существенных различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, повышение культурно-технич. уровня всех рабочих и крестьян до уровня интеллигенции, обеспечение условий для всестороннего развития человека. Задачи К. р. включают искоренение пережитков капитализма в сознании людей, воспитание коммунистич. нравственности и сознательности.

По своим целям, сущности, социальному содержанию культурные преобразования принципиально одинаковы во всех социалистич. странах. Но формы проявления общих закономерностей, объем конкретных задач К. р., определяемый уровнем экономич. и культурного развития той или иной страны, ее нац. и историч. особенностями, разнообразны и специфичны. Чем ниже этот уровень в исходной точке социалистич. строительства, тем труднее и шире задачи К. р. Конкретный характер задач К. р. зависит также от степени влияния на трудящиеся массы эксплуататорских идеологий.

В СССР специфич. черты культурного строительства определялись унаследованной от прошлого отсталостью страны, неизведанностью путей строительства культуры социализма, длительной обстановкой враждебного капиталистич. окружения. Сов. власти предстояло решать культурные задачи социалистич. строительства в многонац. стране, мн. народы к-рой находились на докапиталистич. стадиях социального и культурного развития. 73% населения России в возрасте от 9 лет и старше было неграмотным (данные переписи 1897). Еще выше был процент неграмотных в деревне (более 80%, в т. ч. среди женщин св. 90%). Неграмотной была почти половина фабрично-заводского пролетариата Европ. России. Мн. угнетенные народы нац. окраин России были почти совершенно лишены образования, десятки народностей не имели даже своей письменности. Царизм тратил на нар. образование ничтожную долю средств. Согласно дореволюц. подсчетам, при существовавших темпах роста просвещения для достижения всеобщей грамотности России понадобилось бы ок. 300 лет.

"Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, – писал Ленин в 1913, – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России" (Соч., т. 19, с. 115). Бурж.-демократич. революция в России не успела выполнить своих цивилизаторских функций – ликвидировать массовую неграмотность, дикость, темноту, "идиотизм деревенской жизни". Эти задачи предстояло решать социалистич. революции. И они были решены по-социалистически – несравнимо быстрее, др. методами, на иной идеологич. основе, в неразрывной связи с задачами социалистич. воспитания трудящихся.

К. р. развернулась в России с первых дней Окт. революции. Решающие же победы были одержаны в 30-е гг. – в период социалистич. индустриализации и коллективизации с. х-ва.

За короткий историч. срок в стране была коренным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, введено обязательное начальное образование в сельской местности и семилетнее – в городах (1930), создана широкая сеть школ, вузов, культурно-просветит. учреждений (см. статистич. таблицы). Резко упала религиозность. Особенно быстрыми темпами в годы довоен. пятилеток шло культурное строительство в нац. республиках и р-нах: в процессе его десятки народов страны впервые получили не только свою письменность, но и нац. среднюю и высшую школу, профессиональное иск-во. По данным переписи 1939, в СССР насчитывалось 13,8 млн. работников умственного труда – новой, социалистич. интеллигенции (см. "Интеллигенция" в дореволюц. России и СССР). Бурно развивались иск-во, лит-ра, наука. В лит-ре и иск-ве утвердился метод социалистич. реализма. Гл. достижением К. р. в этот период было создание идейного единства сов. народа, результаты к-рого в полную меру проявились в годы Вел. Отечеств. войны. Успехи К. р., достигнутые в довоен. период, послужили прочной основой для развития сов. культуры на последующих этапах социалистич. строительства.

Характеризуя переворот, совершенный за годы социалистич. строительства в духовной жизни сов. об-ва, Программа КПСС, принятая XXII съездом партии (1961), отмечает: "В стране осуществлена культурная революция. Она вывела трудовые массы из духовного рабства и темноты, приобщила их к богатствам культуры, накопленным человечеством. Страна, большинство населения которой было неграмотным, совершила гигантский взлет к вершинам науки и культуры" (1961, с. 14). Основным итогом К. р. в СССР явилось обновление духовной жизни рабочего класса и крестьянства на основе идей марксизма-ленинизма, резкий рост их культурно-технического уровня, коренное изменение сознания трудящихся. Полностью преодолен присущий всем эксплуататорским об-вам разрыв между науч. знанием и народом, между образованием и трудом, ликвидирована коренная противоположность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Сов. об-во стало самым образованным об-вом в мире. В дореволюц. России число людей, получивших образование выше начального, равнялось 1,4 млн. (гл. обр. из среды эксплуататорских классов), т. е. менее 1% населения. В 1959 в СССР 71 млн. трудящихся имели образование выше начального; высшее и среднее образование имели 59 млн. чел. (ок. 30% населения). Среди рабочих доля людей с высшим и средним образованием достигла 40% (в 1939 она составляла 8,2%), среди колхозников – 23% (в 1939 – 1,8%). Не только рабочий класс, но и крестьянство, поднятое к новой жизни социалистич. кооперированием с. х-ва, покончило с неграмотностью, выдвинуло из своей среды квалифицированных специалистов, ученых, обществ. деятелей. В Сов. гос-ве впервые в истории женщина получила равные права с мужчиной, в т. ч. и на образование. Из 3,8 млн. чел. с высшим образованием 49% составляют женщины (1959); еще выше их доля среди лиц со средним образованием. В процессе К. р. в СССР сформировалась многомиллионная армия нар. интеллигенции, преданной делу социализма, вышедшей гл. обр. из среды рабочих и крестьян. В 1926 в СССР насчитывалось немногим более 2,5 млн. работников умственного труда. По переписи 1959 численность интеллигенции в СССР достигла 20,5 млн. чел. (10% всего населения). Великим завоеванием К. р. является развитие социалистич. культуры в нац. формах, на родных языках всех наций и народностей СССР, подготовка нац. кадров для нар. х-ва и культуры. К. р. – неразрывная часть процесса формирования новой историч. общности – сов. народа.

Однако победа социалистич. революции в обл. идеологии и культуры не означает, что К. р. в СССР исчерпала все свои задачи и полностью завершена. Ее завершающий этап, указывает Программа КПСС, осуществляется в период постепенного перехода от социализма к коммунизму. "На этом этапе обеспечивается создание всех необходимых идеологических и культурных условий для победы коммунизма" (там же, с. 129). Это принципиальное положение, углубившее и расширившее понятие о К. р. как о составной части не только социалистич., но и коммунистич. строительства, потребовало пересмотра утвердившейся в лит-ре периодизации истории К. р. в СССР (большинство исследователей, связывая понятие К. р. только с социалистич. преобразованиями, считало, что К. р. в СССР полностью завершилась к концу переходного периода от капитализма к социализму, т. е. во 2-й пол. 30-х гг.). Ныне в основу периодизации истории К. р. в СССР положено деление ее на 2 стадии – социалистическую (окт. 1917 – 2-я пол. 50-х гг.) и коммунистическую.

На завершающем этапе К. р. на первый план выдвигаются задачи коммунистич. воспитания всех трудящихся в духе высокой идейности, коммунистич. отношения к труду и обществ. собственности, полного преодоления пережитков бурж. взглядов и нравов; взаимообогащения и сближения культуры народов СССР; всестороннего гармонич. развития личности. Завершающий этап К. р. – начало перерастания пролетарской, социалистич. культуры в общенародную, общечеловеч. культуру коммунизма, к-рая "... воплотит в себе все многообразие и богатство духовной жизни общества, высокую идейность и гуманизм нового мира" (там же, с. 130). От культурного роста населения будет в большой степени зависеть дальнейший подъем произ-ва, повышение обществ. активности трудящихся, развитие демократич. основ самоуправления, коммунистич. переустройство быта.

Опыт К. р. в СССР творчески используется в социалистич. странах Европы, Азии, Америки. Братское сотрудничество и помощь народов социалистич. лагеря способствовали ускорению темпов К. р. в каждой из них. Европ. народно-демократич. республики (нек-рые из них имели значит. уровень развития производит. сил), избежав гражданской войны, смогли уже в первые годы нар. власти приступить к форсированному решению задач К. р. В то же время сильное влияние бурж. идеологии, религии (напр., в Венгрии, Польше) осложнило осуществление К. р. В Чехословакии, к-рая вступила на путь социализма, имея сравнительно высокий уровень культурного развития, в задачи К. р. не входила ликвидация массовой неграмотности. Значит. спецификой отмечен процесс К. р. в Монголии, Китае, нар.-демократич. Корее, Вьетнаме, на Кубе. Конечным результатом социалистич. К. р. во всемирном масштабе явится создание культуры коммунизма, к-рая "... вбирая в себя и развивая все лучшее, что создано мировой культурой, явится новой, высшей ступенью в культурном развитии человечества" (там же).

Крупные преобразования в области культуры осуществляются в ряде стран, завоевавших нац. независимость (ликвидируется массовая неграмотность населения, перестраивается система нар. образования, формируется прогрессивная нац. интеллигенция). Однако это качественно иной процесс по сравнению с К. р., к-рая имеет социалистич. основу.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Энгельс Ф., Принципы коммунизма, там же; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., О культуре и искусстве. [Сб.], М., 1956; КПСС о культуре, просвещении и науке, М., 1963; Калинин М. И., О вопросах социалистич. культуры, М., 1938; Крупская Н. К., На путях культурной революции, М.–Л., 1927; Луначарский А. В., Культурная революция и общественность, М.–Л., 1929; Ким М. П., Коммунистическая партия – организатор культурной революции в СССР, М., 1955; Смирнов И. С., Ленин и сов. культура, М., 1960; Карпов Г., Партия и культурная революция в СССР, М., 1957; Развитие социалистич. культуры в союзных республиках. Сб. статей, М., 1962; Иовчук М., Завершающий этап великой культурной революции в СССР, "Коммунист", 1961, № 18; Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963; Культурное строительство СССР. Статистич. сб., М.–Л., 1940; Культурное строительство СССР. Статистич. сб., М., 1956; Зак Л. М., История культурного строительства СССР в сов. историографии (1956–1963 гг.), "ВИ", 1964, № 2; Васев С., Културната революция у нас през годините на народната власт, С., 1954; Гановски С., Културната революция в България, "Философска мысъл", 1959, № 4; Zápotocký Α., О kultuře a intelligenci, [2 wyd.], Praha, 1957; John Ε., Probleme der Kultur und der Kulturarbeit, В., 1957; eго же, Das Leben wird schöner. Betrachtungen zur sozialistischen Kulturrevolution, Lpz., [1961]; Becher J. R., Die sozialistische Kultur und ihre nationale Bedeutung, В., 1958; Кállai G., A szocialista kultúráért, Bdpst, 1958; Zółkiewseki S., Kulture i polityka, Warsz., 1958; Косh H., Kultur in den Kämpfen unserer Tage. Theoretische Probleme der sozialistischen Kulturrevolution in der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1959; Martinez Estrada Ε., Analisis funcional de la cultura, La Habana, 1960; Zur sozialistischen Kulturrevolution. Dokumente, Bd. 1–2, В., 1960; Le Parti communiste français, la culture et les intellectuels, P., 1962.

A. Г. Слонимский. Душанбе.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia