Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Греция (Древняя)





ГРЕЦИЯ Древняя, Эллада (Ἑλλάς),– группа рабовладельч. гос-в, занимавших Ю. Балканского п-ова, о-ва Эгейского м., побережье Фракии и зап. береговую полосу M. Азии и распространивших свои владения в период греч. колонизации (8–6 вв. до п. э.) на Юж. Италию и Вост. Сицилию, па Ю. Франции, сев. побережье Африки, побережья Черного м. и черноморских проливов; во 2–1 вв. до н. э. потеряли самостоятельность и вошли в состав Рим. гос-ва.

Исторический очерк

В истории Г. можно выделить следующие периоды (хотя эта периодизация не может считаться окончательно установленной): 1) Период палеолита (ок. 100 тыс. – ок. 4000 до н. э.). 2) Период неолита (ок. 4000 – ок. 2800). 3) Период ранней и средней бронзы [раннеэл-ладский (РЭ), ок. 2800–ок. 2000 и среднеэлладский (СЭ), ок. 2000 – ок. 1500] – появление в РЭ период индоевропейских, a в СЭ период – греч. племен. 4) Период поздней бронзы [иозднеэлладский (ПЭ), или микенский, ок. 1500 – ок. 1200] – период ран-неклас. обществ (ахейских гос-в). 5) Период дорийского переселения – начало железного века; формирование примитивных клас. обществ на основе завоевания (ок. 1200–800). 6) Возникновение и развитие полисного строя (800–500). 7) Классический период рабовладельч. полиса (5–4 вв.). 8) Развитие и укрепление эллинизма (кон. 4–2 вв.). 9) Упадок эллинистич. гос-в. Завоевание Г". Римом (2 в. – 27 г. до н. э.).

Период палеолита (ок. 100 тыс. – ок. 4000 до н. э.). Открытие в 50–60-х гг. 20 в. палеолитич. Стоянок (и Фессалии и Зап. "Элиде"), находка черепа неандертальца (в Халкидике) установили на терр. Г. наличие ср. и верх, "палеолита" ок. 100 тыс. – ок. 10 тыс.). Население было еще очень малочисленно. Осн. занятиями были охота и собирательство; найдены лишь оббитые каменные орудия. Стоянки указывают на начало оседлого существования. Возникла первая устойчивая обществ. организация – материнский род, эндогамность первобытного стада постепенно уступила место экзогамным группам материнского рода. О сменившем палеолит "мезолите" (ок. 10 тыс. – ок. 4 тыс.) трудно судить по отдельным, разрозненным находкам.

Период неолита (ок. 4000– ок. 2800). Для этого периода засвидетельствован родовой строй. Наряду с оббитыми каменными орудиями труда распространены шлифованные и сверленые орудия, появляется керамика. Вместе с собирательством, охотой и рыболовством развивается мотыжное земледелие и приручение домашних животных. По местам характерных находок в Фессалии выделяется ср. неолит (культура "Сескло") и поздний (культура "Димини" и Ларисы). Ранний неолит прослеживается слабо. Культура Сескло – земледельческая. Характерны неукрепленные поселки, небольшие круглые или прямоугольные дома, лепная керамика с белой росписью на красном лощеном сосуде или красная на белом ангобе (обмазка сосуда, его покрытие). Культуру Сескло приписывают пришельцам с С. (амер. ученые А. Дж. Б. Уэйс и С. Дау) или из Анатолии (нем. ученый Ф. Шахермейр, бельг. ученый А. Северине). Для культуры Димини и Ларисы характерны укрепленные поселки на холмах, появление мегарона (прямоугольное помещение, узкая, фасадная сторона к-рого открывалась своего рода вестибюлем с деревянными колоннами, а в центр. помещении был очаг), черная или серая посуда с наиболее распространенным ленточным орнаментом. Культуру Димини и Ларисы связывают с этнич. сменой населения. Одновременно в Трое 1 и Трое 2 и на Лесбосе (Терми) –переход к халколиту (медно-каменный век).

Период ранней и средней бронзы (ок. 2800 – ок. 1500) (РЭ и СЭ периоды). А. "Эванс", определяя периоды развития критской (минойской) культуры, ввел в употребление для всего греч. мира термин "минойский" период, различая при этом ранне-, средне- и позднеминойский. Для уточнения датировки внутри периодов каждый из них был разделен на три периода (1-й, 2-й, 3-й); при более дробной датировке каждый из этих трех периодов делился еще на три периода, обозначаемых буквами а, b, с. Принцип периодизации Эванса был принят для всей Г. с уточнением по географич. принципу: минойский – для Крита, младский – для материковой Г., кикладский – для о-вов Эгейского м. Культура Крита опередила в своем развитии островную и элладскую культуры. Здесь раньше, чем в др. р-нах, произошел переход к бронзе. Первый расцвет минойской культуры падает на 2200 [конец РМ (раннеминой-ского) – начало СМ (среднеминойского)], когда возникают дворцы (Кносс, Фест, Маллия) и совершается переход к технике бронз. литья. СМ период связан с развитием раннерабовладельч. гос-в (ок. 2200 – ок. 1600); в начале периода возникает иероглифич. письменность. В Г. переход от неолита к халколиту и бронзе совершился позже. РЭ период прослеживается во мн. р-нах Г. Глубина отложений в "Беотии" (поселение Эвтресис) – св. 4 м, в Арголиде (поселения Зигуриес и Кораку) – св. 2 м. В РЭ период развитие происходит неравномерно: в Фессалии продолжается неолит, в Центр. и Юж. Г. – начало бронз. века. В то время как на Крите переход к бронзе является результатом внутр. развития, в Г. он связан с появлением индоевроп. племен, пришедших, возможно, из М. Азии. Характерно разнообразие поселений: от небольших [ср. поселение в "Аттике" колонистов с о. Мелоса (Агиос-Козмас)] до большого, дважды укрепленного поселения в Лерне с дворцом на вершине холма ("Дом черепиц"), и другого – с двойной линией стен и полукруглыми выступающими башнями; в кон. 2-го и 3-го РЭ периодов поселение было захвачено новыми пришельцами, укрепления разрушены. Культура сохранила земледельч. характер, появляются дома апсидалыюй (выступающей полукругом) формы. Бронз. и серебряные изделия немногочисленны и встречаются преим. в поселениях прибрежной полосы. Керамика по-прежнему лепная. Вторжение новых, как полагают, греческих (ахейских – см. "Ахейцы") и, может быть, ионийских (см. "Ионийцы") племен открыло собой СЭ период. Наряду с па-сильств. вторжением (напр., в Орхомене в Беотии), сопровождавшимся разрушениями, был и мирный путь (Лерна, Эвтресис). В отличие от РЭ, СЭ период охватывает всю Г. В Фессалии переход к СЭ периоду последовал непосредственно за неолитом. Халколитич. орудия и оружие заменила бронза, сосуществующая с изделиями из кости и камня. Распространена серая керамика, условно названная "Шлиманом" "минийской" (от гомеровского племени миниев в Беотии). Дома прямоугольные и апсидальные. Плоские крыши сменились двускатными. Сосуды, изготовленные на гончарном круге, хорошо обожжены. Вершины холмов служили убежищем для населения и местами культа. Нек-рые центры ("Микены", Тиринф, Эгина) хорошо укреплены. Особый интерес представляет Малти-Дорион ("Мессения"), где развитие не прерывалось с неолита до начала железного века. Интересна также связь этого поселения с зап. и сев.-зап. культурами, еще не получившая объяснения. К концу СЭ периода наблюдался расцвет бронз. техники. К этому же времени относится и развитие раннерабовладельч. гос-в: Микен, Тиринфа, "Пилоса". На вершинах холмов, обнесенных мощными крепостными стенами, возникли дворцовые постройки. Центр. помещением дворца был мегарон. В 16 в. появился новый тин захоронений – вырубленные в скале шахтовые гробницы с семейными погребениями (Микены); на лицах нек-рых покойников-маски из листового золота. Характерно обилие золотых и серебряных вещей, инкрустированного бронз. оружия, драгоценных камней. Ранний могильный круг шахтовых гробниц относится к нач. 16 в. (раскопки греч. ученого Пападимитриу в 1951–53); более поздний, включенный в систему микенских укреплений, был открыт Шлиманом. По типу погребений правители Микен названы "династией шахтовых гробниц" (ок. 1600 – ок. 1500), период власти этой династии совпадает по времени с позднеминойским (ПМ) 1-м периодом (ок. 1600– 1450) на Крите. До недавнего времени считалось, что в этот период совершилось первое вторжение ахейцев на Крит. Теперь эта гипотеза оспаривается (швед, ученый Фурумарк, С. Дау). Однако влияние Крита и минойской культуры достигло в это время в Г. своего апогея. На Крите усилилась власть "Кносса". Кносс был связан дорогами с морем и гл. центрами острова; вдоль дорог возникло много крупных поселений. К этому времени относится и возникновение на Крите новой системы письма (слоговое письмо А). К кон. ПМ 1-го периода морские связи критян расширились (Киклады, Финикия, Египет, Г., особенно Арголида). Власть "Миноса", легендарного царя Кносса, на море – минойская талассократия, к-рую "Фукидид" относит к этому же времени, рассматривается одними как ист. факт (С. Дау), другими полностью отрицается (амер. ученый Ч. Старр). Пока можно говорить лишь о влиянии критской культуры на Микены и Тиринф (см. "Крито-микенская культура") и о появлении там критских мастеров.

Период раннеклассовых обществ (ахейских государств) (ок. 1500 – ок. 1200). Этот период открывается "династией купольных гробниц" в Микенах, получиншей название по типу погребений (открыто ок. 40). На терр. Г. возникли дворцы микенского типа: в Аттике ("Афины", Элевсин), в Беотии (Фивы, Орхомен), в Фессалии (Иолк). Существовали также поселения па укрепленных холмах и поселки ремесленников. Наряду с купольными гробницами распространены камерные (родовые) погребения, много керамики различных форм. В этот период ахейцы завоевали сначала Кносс, а затем и весь о. Крит. Осуществляя власть над островом, ахейцы перехватили морские торг. пути критян. На островах, ранее связанных с Критом, возникли ахейские дворцы (14 – нач. 13 вв.). Ахейские изделия распространены в Трое 6 и в др. р-нах М. Азии (возможно и в Ионии), в Финикии (Рас-Шамра, Библ, Минет-эль-Бейда), в Египте, а на З. – в Юж. Италии и Сицилии. К кон. ПЭ периода относят и поход ахейцев на "Трою" 7а, датировка к-рого колеблется между 1230 и 1183. На Крите ахейцы познакомились с минойским письмом А, на основе к-рого ок. 1450 возникла новая система письма (слоговое Б). Распространение этой письменности, приспособленной для греч. яз., ограничивается лишь Кноссом, в др. центрах (Маллия, Агия-Триада) сохранились прежние системы. Архивы Кносского дворца с тысячами табличек, открытые А. Эвансом в результате раскопок 1900–31, представляют инвентарные списки с перечислением имущества дворцовых складов, списки лиц, назначаемых на работы, отчеты о выполненных заказах и отпущенных мат-лах и продовольствии. В Г. таблички со слоговым письмом Б были найдены в Мессении (Пилос) и в Микенах (частный архив в доме "торговца оливковым маслом" – 39 табличек). Эти таблички, расшифрованные англ. учеными М. "Вентрисом" и Дж. Чедвиком, дают возможность исследовать социально-экономич. строй ахейских гос-в. Ранее считалось, что между кносскими табличками Б и пилосским архивом разница в неск. столетий; сейчас полагают, что они одного времени (ок. 1200). Социально-экономич. строй ахейских гос-в в Г. и на Крите еще недостаточно изучен; мн. вопросы остаются нерешенными. Большое количество рабов (особенно рабынь с детьми) подтвердило гипотезу сов. ученых о рабовладельч. характере гос. строя в противовес "феодальной" концепции ряда зарубежных ученых (англ. ученый Л. Р. Палмер). Остается спорным – применялся ли рабский труд преим. в дворцовом х-ве (сов. ученый Я. А. Ленцман) или в широких кругах ахейских рабовладельцев (сов. ученый С. Я. Лурье). Во главе гос-ва стоял ванака; лавагета – военачальник, к-рый избирался, по-видимому, на время войны (М. Вентрис). Но функции этих и других должностных лиц (терета, меропа, басилеи) точно не определены. Ванака, лавагета и терета – крупные землевладельцы. Аренда и субаренда земли широко развиты, однако формы аренды и определение двух важнейших категорий зем. владений (kotona kitiména и kotona kekeiména) вызывают большие споры. Существовали специалисты-ремесленники, работавшие на нужды дворцового х-ва, большую роль играли кузнецы и ювелиры. Были спец. поселки ремесленников вблизи месторождений меди и залежей глины. По-видимому, этот слой специалистов создавался искусственно для нужд дворцовых х-в, так как у осн. массы общинников ремесло еще не отделено от земледелия. Основой экономич. власти знати оставалась эксплуатация подвластного с.-х. населения (сбор натуральной подати). Памятники сер. 14 в. (купольная гробница Атрея, укрепления Микенского дворца и более ранняя по времени Тиринфская цитадель) дают представление о богатстве правящей верхушки и широком применении принудит. труда народа. К последним постройкам в Микенах относятся сооружение зернохранилища и система водоснабжения внутри укреплений. В кон. 13 в. торговля ахейских гос-в со странами В. была прервана передвижениями племен, к-рых египтяне называли "народами моря". Ахейские гос-ва, ослабленные войнами, набегами, ростом недовольства эксплуатируемого населения, прекращением торг. связей, находились в состоянии упадка.

Период дорийского переселения – начало железного века формирование примитивных классовых обществ на основе завоевания (ок. 1200–800). Ок. 1200 племенные вторжения охватили материковую Г. и острова, включая Крит. Одновременно с "дорийцами" в сев. р-ны Г. вторгаются иллирийцы, а на побережье Эгейского м. – фракийцы. Вторжение дорийцев было частью общего передвижения сев. племен в более юж. р-ны. Это вторжение и последовавшее за ним заселение дорийцами островов Эгейского м. связывается с натиском "народов моря". Путь продвижения дорийцев в Г. не выяснен, но нем. ученый Мильтнер полагает, что их движение на Ю. могло проходить не только по суше, но и по морю. Датировка вторжения определяется различно: 13–12 вв. (амер. ученый О. Бронир), 13–8 вв. (нем. ученый В. Милойчич: 13 в. – 1-я волна иллирийцев, 12 в. – дорийцы, 9–8 вв. – 2-я волна иллирийцев), 1116–1103 (А. Дж. Б. Уэйс – возвращение Гераклидов и падение Микен). Шахермейр приписывает разрушение ахейских центров "народам моря"; движение дорийцев (11 в.) он считает локальным передвижением скотоводов с гор в равнины Пелопоннеса. В антич. традиции прочно сохранилось представление о пребывании дорийцев в Фессалии. В результате дорийского вторжения были разрушены и погибли в огне ахейские дворцы (Йолк, Микены, Пилос); Тиринф был покинут жителями. Вторжение дорийских племен, живших еще в условиях родового строя, повлекло за собой быстрый распад ахейских гос-в и оживление родовых отношений. Основой дальнейшего развития производит. сил стало постепенное развитие жел. орудий труда и вооружения. После завоевания на терр. бывших ахейских гос-в и на терр., не захваченных ими, развились мелкие самостоят. общины. В 9 в. повсюду у власти стояли басилеи, усилилась родовая знать. Во мн. р-нах родовая собственность на землю стала основой землевладения. Процесс порабощения земледельцев осуществлялся на основе завоевания. Порабощенное местное население становилось собственностью родов, распадавшихся на большесемейные общины. В р-нах, не подвергшихся завоеванию, закабаление крестьян происходило путем долговой кабалы и концентрации земли в руках родовой знати. Во мн. местах засвидетельствовано также свободное "додорийское" население, сохранившее самоуправление и платившее подать общине завоевателей. Местные отличия отдельных общин и своеобразие условий завоевания в разных р-нах создавали и местные отличия в организации общин и в борьбе дорийского населения с местным. К этому времени Г. была поделена между племенами: "эолийцы" на С., дорийцы в Ср. Греции и в большей части Пелопоннеса, ионийцы в Аттике и на С.-В. Пелопоннеса (Арголида), ахейские племена, сохранившие самостоятельность, оттеснены в "Аркадию" и "Ахайю". Важнейшим событием периода является колонизация греками о-вов и малоазийского побережья: сев. р-ны заселялись эолийцами, центральные ("Иония") – ионийцами, южные – дорийцами. Вместе с падением ахейских дворцов погибло и слоговое письмо Б. Крупнейшее достижение культуры этого периода – создание (по-видимому, ок. 1000 или немногим позже) общегреч. письменности (кроме Крита), основанной на алфавитном письме, в основу к-рого был положен финикийский алфавит, а в 9–8 вв. – оформление гомеровского эпоса в Ионии (см. "Гомеровский вопрос", ""Илиада"", ""Одиссея"").

Возникновение и развитие полисного строя (800–500). Если 10–9 вв. были периодом стабилизации греч. племен, то 8 в. открывает новый период интенсивного экономич., политич. и культурного развития мн. греч., особенно ионийских, центров. Важнейшие явления этого периода – дальнейшее отделение ремесла от земледелия, рост городов и гор. жизни и рост, преим. в торговых приморских центрах, рабства за счет привозных рабов. Распространение жел. орудий труда повлекло не только расширение и улучшение произ-ва, но и коренные изменения в организации производств. процесса. Рост потребности в орудиях труда и вооружении приводил к выделению ремесленников-специалистов и к дальнейшему развитию обмена. С 8 в. поставщиками железа в Г. были ионийские города и "Кумы", древнейшая греч. колония в Кампании, вблизи "Этрурии", богатой жел. рудами. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, к произ-ву на рынок. Осн. богатство нового слоя рабовладельцев, возникающего на основе развития привозного рабства и частной собственности на средства произ-ва, состояло в накоплении движимых ценностей. В то же время в городах скапливалась свободная беднота, частично находившая применение в занятиях ремеслами. Но осн. средство произ-ва – земля – по-прежнему было сосредоточено в руках родовой знати, экономич. могущество к-poй базировалось на семейно-родовой собственности на землю и на порабощении и закабалении земледельцев. В ее руках находилась и политич. власть. Т. о., противоречие между гор. и сел. х-вом в этот период было закреплено различными формами рабовладения: покупные рабы, в одном случае, земледельцы, порабощенные путем завоевания или долговой кабалы, в другом. Развивавшийся в передовых греч. общинах конфликт между родовой знатью и новой ремесл.-торг. верхушкой рабовладельцев проявлялся и в различии их экономич. и политич. интересов. Родовая знать отстаивала свои права на политич. власть и была врагом любых реформ. Рабовладельцы, связанные с торговлей, ремеслом и ден. х-вом, стремились добиться политич. власти и провести демократич. реформы, обеспечивающие их экономич. процветание. Однако проведение реформ требовало отмены существующих родовых институтов и признания частной собственности на землю, свободной купли-продажи земли, развития ден. х-ва и обмена, признания богатства как единств. и осн. мерила достоинств человека и его права на власть. В этой борьбе поражение родовой знати было неизбежно, т. к. в этом был заинтересован и народ – крестьянство и ремесленники. Обостряющиеся противоречия находили свое выражение в формах ожесточ. клас. борьбы, осн. движущей силой к-рой было крестьянство. Одновременно ярко выступает неравномерность развития различных р-нов Г. Наряду с передовыми общинами ("Коринф", "Мегара", Эгина, города Ионии, позже Афины) в Ср. Г. существовали еще племенные земледельч. общины, возглавляемые родовыми басилеями ("Этолия", "Акарнания", "Фокида"); земли Фессалии были поделены между 4 родами, а местное население превращено в рабов – "пенестов". В Беотии борьба за власть между "Фивами" и Орхоменом кончилась победой Фив, вставших во главе Беотийского союза; здесь, кроме родовых земель с порабощенным местным крестьянством, были и свободные земледельцы на окраинных землях, тяжелое положение к-рых описано "Гесиодом" (рубеж 8–7 вв.). На рубеже 9–8 вв. "Лаконика" была объединена под властью "Спарты". К концу 8 в., после 1-й Мессенской войны (см. "Мессенские войны"), земледельцы Мессении были превращены в рабов – "илотов". После восстания илотов под рук. Аристомена (2-я Мессенская война) и сер. 7 в. Мессения была полностью подчинена и все оставшееся на родине население превращено в илотов, а земля, как и илоты, на правах гос. собственности распределена между спартиатами. В этот период формируется "община равных", т. е. политически полноправных, владеющих клером с илотами граждан-спартиатов, единственной профессией к-рых являлось воен. дело. Политически неполноправным было свободное население окраинных и горных земель – "периэки". Экономически отсталые р-ны Г. в этот период продолжали сохранять натуральное земледельч. х-во, тогда как в экономически передовых центрах борьба со знатью принимала все более ожесточенные формы. На этом этапе экономич. развития для городов стало жизненно важным установление регулярных торг. связей и снабжения населения городов сырьем и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные, лишенные средств произ-ва люди, не находившие себе применения. В то же время возрастала нужда в рабах. Экономич. необходимостью стал вывод колоний. К экономич. причинам присоединялись политические. Часто родину покидали люди, потерпевшие поражение в клас. борьбе (представители родовой знати, рабовладельч. верхушка городов). Переплетение всех этих причин придает греч. колонизации своеобразный характер. Внеш. торговля и колонизац. экспансия компенсировали слабое развитие производит. сил и медленность технич. прогресса. Возвышение Ассирии в кон. 8 в. подорвало финикийскую торговлю и позволило греч. городам захватить торг. пути на З. При Саисской династии оживились связи Г. с Египтом. В сер. 8 в. возникла первая колония городов Эвбеи – Кумы в Италии. Расцвет колонизации падает на 7–6 вв.: греч. колонии покрыли сев. побережье Эгейского м., вост. побережье Сицилии, побережье Тарентского зал. в Италии и продвинулись на побережье Черного м., особенно на западное и северное. Только Милету приписывалось основание 75 колоний на Черном м. В Египте, в устье Нила, возникла колония 12 греч. городов – "Навкратис". Между метрополиями и колониями развивались тесные торг., культурные и религ. связи. Метрополии, расположенные, как правило, у морских путей, становились своего рода переселенч. центрами. Иногда для основания одной колонии объединялись 2 или 3 города. Результаты греч. колонизации сказались прежде всего на расширении торг. связей далеко за пределы собственно греч. мира. Греч. торговля уже в 6 в. приобрела междунар. характер; ремесл. изделия находили широкий сбыт и на зап. и на вост. рынках. Развивалась работорговля, в Г. поступал привозной хлеб и др. продукты питания, сырье, предметы роскоши. Движимое богатство становилось столь же почетным, как и владение недвижимостью. Подвоз недорогого хлеба благоприятствовал переходу части мелких земледельцев от зерновых культур к выгодным в горных р-нах культурам оливок и винограда. Разделение труда, бывшее в 8 в. еще слаборазвитым, осуществлялось теперь не только внутри каждого вида ремесла, но и между городами. Развитие рабства в городах усиливало позиции торговцев и владельцев ремесл. мастерских; позиции родовой знати слабели, а экономич. основа ее могущества – семейно-родовая собственность на землю была подорвана развитием частнособственнич. отношений, торг. капитала. Позиции рабовладельцев нового типа закреплялись реформами (реформы "Солона" в Афинах). Однако подавить сопротивление знати было возможно лишь путем вооруж. насилия. Такой силой стала тирания – единоличная власть, установленная путем вооруж. борьбы и опиравшаяся на движение крест. бедноты и на поддержку торговцев и ремесленников. Раннегреч. тирания характерна для периода крайнего обострения борьбы народа со знатью (7–6 вв.) и для материковой Г. (Сикион, Коринф, Мегара, позже – Афины) и для городов Ионии ("Милет", Эфес, Самос). Как правило, приход к власти тиранов сопровождался демократич. реформами, направленными против родовой знати (укрепление мелкого и ср. землевладения при "Писистрате" в Афинах). Осн. социальное назначение тирании состояло в подавлении сопротивления родовой знати путем свержения власти знатных родов и преобразования экономич. и политич. строя в интересах развивающегося рабовладения, ремесла и товарного х-ва городов. Поэтому тирания была кратковременным явлением, обычно не более 2–3 поколений. В результате классовой борьбы родовая знать перестала пользоваться своими привилегиями, пала родовая собственность на землю, перестало существовать родовое рабство и были уничтожены родовые институты, потерявшие экономич. опору (реформы "Клисфена" в Афинах). У власти стала рабовладельч. знать, основой господства к-рой было как движимое, так и недвижимое имущество. К концу этого периода окончательно оформилось и новое клас. содержание общества: рабство стало господств. способом произ-ва, а рабы и рабовладельцы – двумя антагонистич. классами. Переход к более развитым формам рабовладения привел к формированию нового политич. строя – к созданию на б. ч. терр. Г. рабовладельч. "полиса" (развитие городов Ионии было задержано сначала перс. завоеванием, затем господством Афин). Полис был средоточием политич., экономич. и религ. жизни страны. Он объединял свободных граждан в единый коллектив, противостоящий рабам и неполноправным. Эксплуатация рабов была основана на внеэкономич. принуждении, для осуществления к-рого требовались силы и способности всей гражд. общины. До тех пор пока полисный строй соответствовал интересам развивающегося рабовладения, рабовладельцы были заинтересованы в единстве гражд. коллектива, в наличии нар. ополчения свободных граждан (тяжеловооруж. "гоплиты" и легковооруж. воины) для защиты их интересов. Распад полиса на две враждебные группировки граждан: рабовладельч. верхушку и мелких свободных производителей, неизбежно привел бы к его гибели, т. к. полису противостояли рабы, численно или равные свободным или, в более поздний период, превосходящие гражд. коллектив. Поэтому внутр. экономич. политика полиса состояла в том, чтобы не дать развиться резким социально-имуществ. конфликтам внутри гражд. коллектива и тем самым сохранить слой свободных производителей. В зависимости от большей или меньшей победы землевладельцев и ремесленников над родовой знатью конституция полиса была или олигархической, основанной на имуществ. цензе и предоставлении гражд. прав, или демократической, с отменой имуществ. ценза, что, однако, не меняло рабовладельч. сущности полиса. В Афинах в результате законодательства Солона, тирании Писистрата и реформ Клисфена победила демократия, в Коринфе и Мегаре, в Спарте и городах Крита установился олигархич. строй. Были и промежуточные формы, напр. в Фивах, где ремесленники получили гражд. права лишь в 4 в. Наиболее раннее упоминание о полисе дает надпись Дрероса (на Крите), датируемая 8 в. Терр. полисов часто была небольшой (одна-две равнины у моря или у реки, замыкающиеся горами – естеств. барьером, отделяющим один полис от другого). После завоевания Мессении самым крупным полисом стала Спарта (ок. 8400 км2), затем Афины (ок. 2550 км2) и "Аргос" (ок. 1400 км2); иногда терр. полиса не превышала 70–75 км2. Между полисами развивалась конкуренция, борьба за землю, за морские пути, что приводило к постоянным войнам. В кон. 6 в. возникло первое крупное объединение городов – "Пелопоннесский союз" под главенством Спарты. Первонач. цель союза – объединение для совместных воен. действий и защиты общих интересов его членов. Члены союза должны были также помогать Спарте в подавлении восстаний илотов. В 5 в. Спарта уже сосредоточила в своих руках руководство всей внеш. политикой гос-в Пелопоннеса (кроме Аргоса).

Классический период рабо- владельческого полиса (5–4 вв.) – период наивысшего экономич., политич. и культурного расцвета полисного рабовладения. Выдвигаются экономически передовые торг.-ремесл. полисы – Коринф, Мегара, Византий и особенно Афины. Скотоводческие и земледельч. гос-ва (гос-ва Пелопоннеса, Фессалия, Беотия, "Локрида", "Фокида" и др.) в значит. степени сохраняют старый уклад, хотя города Фессалии и Беотии уже начинают втягиваться в торг. связи с др. городами. Передовую роль играют города, где земли пригодны преим. для огородных и садовых культур, связанных с продажей с.-х. продуктов на рынок. Мелкое крест. х-во и мелкое свободное ремесло играют значит. роль. Хоз. систему торг.-ремесл. полисов в осн. определяет труд рабов, применявшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в с. х-ве (в полисах с демократич. устройством). Период расцвета Г. связан с возвышением Афин, что явилось результатом победы афинской демократии в "Греко-персидских войнах" ["Марафон" (490), "Саламин" (480), битва при "Микале" (479)] и создания в борьбе с персами Афинского морского союза из гос-в на о-вах Эгейского м. и его сев. и зап. побережьях. Причиной объединения этих гос-в вокруг Афин была совместная заинтересованность в общей борьбе против внеш. врагов (Персии), в установлении прочных экономич. связей и обеспечении безопасности торг. путей. Опираясь на силы союзников, Афины выросли в крупную морскую державу. В этот же период произошла дальнейшая демократизация политич. строя Афин: завершилось уравнение граждан в политич. правах, гос-во взяло на себя заботу об экономич. благосостоянии граждан. Это достигалось на основе эксплуатации рабов, неграждан метеков, а также, все в большей степени, афинских союзников. В этот период свободный труд граждан еще не был вытеснен трудом рабов: афинские земледельцы обрабатывали свои зем. участки, ремесленники продолжали занятия ремеслом. Ростовщичество еще не разорило трудовые слои гражд. населения, а гос-во за счет союзников обеспечивало безбедное существование земледельцев путем "клерухий". Развивается торговля, торговый и купеч. капитал; Пирей, куда члены Афинского мор. союза были вынуждены доставлять весь хлеб для продажи, становится гаванью междунар. торг. значения. Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политич. строя и расцвета культуры (см. "Древнегреческая культура") падает на годы правления "Перикла" [443–429], к-рые Маркс охарактеризовал как время высочайшего внутр. расцвета Г. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2изд., т. 1, с. 98–99). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, введение на всей терр. Союза системы афинских мер, веса и чекана монет, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на терр. союзников вызывали стремление к освобождению, особенно со стороны олигархич. кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитич. характера: борьба Афин и Коринфа за торг. пути на З. (основание Фурий), борьба Афин и Спарты за гегемонию в Г. Все эти противоречия привели к "Пелопоннесской войне 431–404 до н. э.", к-рая охватила большинство греч. полисов. (См. вкл. к стр. 689). Вся Г. оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Война углубила противоречия внутри каждого полиса, что повело к постепенному вовлечению рабов в политич. и социальную борьбу граждан (события на Керкире, в Лаврийских рудниках, на Хиосе). Первый период войны (Архидамова война – 431–421) вскрыл непрочность Афинского мор. союза. Политика радикальной демократии, сменившей у власти сторонников Перикла, не привела к сколько-нибудь значит. успеху. Никиев мир (421) был лишь передышкой. Поворотным пунктом в борьбе был поход афинян в Сицилию, завершившийся катастрофой. Следствием этого явилась активизация олигархии в Афинах (временный успех олигархов в 411), начало распада Афин. союза, финанс. поддержка Персией спартанцев (с 412). "Декелейская война" (413–404), в к-рой Афины стремились отстоять владение черноморскими проливами, кончилась позорным поражением афинского флота у "Эгоспотам" (405). Афины лишились почти всех внеш. владений, флот был передан Спарте. Начался период спартанской гегемонии. К власти пришла крайняя олигархия (правление "тридцати тиранов"), возглавленная Критием (404–403). В 404 демократы, бежавшие в Фивы, под рук. Фрасибула овладели пограничным с Беотией пунктом (Филой) и с помощью бежавших из Афин демократов и "метеков" захватили Пирей и гавань Афин, крепость Мунихию, после чего в Афинах была установлена демократия (403–402). Не только Афины, но и мн. греч. города вышли из войны ослабленными: в Афинах земли оставались необработанными, масса населения погибла, финансы гос-ва были расстроены. Усиление имуществ. контрастов вызывало острые столкновения и даже вооруж. борьбу. В каждом городе образовалось два лагеря: бедноты и богачей. Нередко это находило выражение в открытых столкновениях между гражданами (заговор Кинадона, аргосский скиталисмос – палочное побоище). Вместе с тем полис задерживал дальнейшее развитие рабовладельч. способа производства. Возможности эксплуатации рабов в греч. полисе были ограничены определенной количеств. нормой: эксплуатация рабов могла осуществляться лишь небольшими группами в х-ве отд. рабовладельцев, к-рые должны были делиться с гражданами полиса частью прибавочного продукта от труда рабов в форме "литургий", несения повинностей, налогов и др. Осн. масса граждан (преим. земледельцев) предоставляла себя в распоряжение полиса в качестве воен. силы (гражд. ополчение). Наступала пора, когда дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла, ден. х-ва начало подрывать основы гос. общины (полиса), экономич. базой к-рой было мелкое землевладение. Рост крупного землевладения (в Афинах – путем скупки и захвата отд. мелких участков, часто не образующих общей зем. площади) приводил к вытеснению мелких земледельцев, так же как развитие рабских мастерских вытесняло труд свободных ремесленников. Скопление ден. богатств в руках богатых метеков, слабо связанных с отдельным полисом, подрывало замкнутые рамки полисной экономики (напр., ростовщич. операции афин. метека Пасиона). Усиление эксплуатации метеков вызывало их бегство из полиса, что усугубляло кризис. Эксплуатация др. полисов порождала беспрерывные войны, подрывая жизнеспособность обеих воюющих сторон. Прибавочный продукт от эксплуатации рабов более не поступал на нужды всей общины, обогащая лишь незначит. часть граждан, уклонявшихся от всех повинностей и поборов. Разорение крестьян и ремесленников создало в полисах бедноту, не находившую применения своей способности к труду. Была подорвана и воен. мощь полиса: нар. ополчение повсюду заменяли отряды наемников, т. к. война становилась единственно возможной профессией для бедноты. Однако тем самым создавались условия для новых политич. систем, осн. не на сплочении граждан в единую общину, а на использовании наемных армий, преим. в интересах богатой верхушки (ср., напр., позднегреч. тирании). В поисках новой политич. системы, способной подавить социальные движения низов и обеспечить новые возможности дальнейшего накопления богатств, олигархич. круги городов возлагали свои надежды на поддержку сильных гос-в. Внеш. выражением кризиса полиса были междоусобные войны греч. гос-в за гегемонию в Г. В период своего краткого господства в Г. Спарта обещала Персии вернуть ей после победы в Пелопоннесской войне власть над побережьем М. Азии. Однако это не было выполнено, что привело к конфликту между Спартой и Персией. Грубое вмеша

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia