Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Гёте И. В.





ГЁТЕ (Goethe), Иоганн Вольфганг (28.VIII.1749 – 22.III.1832) – нем. поэт и мыслитель, выдающийся деятель европ. Просвещения. Род. во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Г. изучал право в Лейпциге (1765–68) и в Страсбурге (1770–71). В Страсбурге стал одним из зачинателей лит. движения "Бури и натиска" (Sturm und Drang), участники к-рого выражали энергичный протест против феод. убожества и провинциальной узости нем. быта.

Под влиянием И. Г. Гердера, впервые выдвинувшего принципы народности и историзма в оценке явлений культуры, Г. обращается к изучению нац. истории и культуры. В статье "О немецком зодчестве" (1773) он прославляет нац. самобытность в искусстве. В истории Германии особое внимание Г. привлекает 16 в., эпоха Реформации и Крест. войны. Он создает драму "Гёц фон Берлихинген", (1773) – о непокорном, восстающем против окружающего зла рыцаре. Впервые в нем. драматургии воссоздается реальный историч. колорит, дается широкая панорама событий в духе хроник Шекспира. С 16 в. связан и образ Фауста – Г. создает первый набросок трагедии (1773). Период "Бури и натиска" в творчестве Г. (1770–75) отмечен замечат. образцами яркоэмоциональной лирики, созданием образа Прометея (неоконч. драма, 1773); мировую славу Г. принес роман "Страдания молодого Вертера" (ч. 1–2, 1774), повествующий о трагич. истории юноши, не находящего себе места в жизни.

В 1775 Г. принял приглашение саксен-веймарского герцога Карла Августа и переехал в Веймар, где вскоре занял ряд адм. постов, а в 1782 стал фактически главой пр-ва и получил дворянское звание. Г. удалось привести в сравнит. порядок гос. финансы, организовать дорожное строительство, повысить роль Веймара как культурного центра. "Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни, а практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 233).

К 1786–88 относится пребывание Г. в Италии, вызванное желанием вырваться из веймарской придворной обстановки. Переживая творческий подъем, Г. завершил драмы "Ифигения в Тавриде" (1787), "Торквато Тассо" (1790), поэтич. цикл "Римские элегии" (1795). В драме "Эгмонт" (1788) звучит призыв к борьбе за нац. свободу, против иноземных угнетателей. Г. утверждает в 80-х гг. принцип т. н. веймарского классицизма, для к-рого характерен идеал гармонич. личности, выраженный в классически строгих формах. В эти же годы Г. много занимался естеств. науками (морфологией растений и животных, геологией). Г. принадлежит открытие межчелюстной кости человека (1784). Науч. исследования привели Г. к мысли об эволюции в природе, помогли ему утвердиться на материалистич. позициях.

Понятие эволюции Г. распространял и на историю. Он разделял просветительскую идею прогресса и энергично поддержал Канта в его борьбе против теологич. объяснения явлений. Но обществ. события для Г. не существовали вне связи с культурой и духовным миром эпохи. В этом сказалось и характерное для Г. стремление к синтезу, к всеобъемлющему охвату явлений и типичное для нем. Просвещения преобладание морально-философских, общекультурных и эстетич. интересов над социально-политическими. Г. объединял такое целостное восприятие эпохи понятием "духа времени", к-рому он остался верен всю жизнь, начиная от "Прометея" ("всемогущее время и вечная судьба") и до позднего, более конкретного, уже обогащенного опытом 19 в., высказывания "время находится в вечном движении вперед, и дела человеческие каждые пятьдесят лет имеют новый вид; поэтому то учреждение, к-рое в 1800 г. было благодетельным, в 1850 станет, быть может, преступным" (из разговора с Эккерманном, 4 янв. 1824).

Франц. революцию Г. встретил сдержанно и вместе с тем с глубоким интересом, стремясь проникнуть в ее историч. смысл. Так, победу революц. франц. армии при Вальми (20 сент. 1792) Г. оценил как начало "новой эпохи всемирной истории". Вместе с тем в первых художеств. откликах на революцию Г. выступает против революц. насилия (драма "Мятежные", новелла "Беседы немецких эмигрантов", 1794). Реакция на события во Франции нем. обществ. мнения во всей противоречивости представлена в поэме "Герман и Доротея" (1797). Наиболее яркое выражение философские идеи переломной эпохи, связанной с франц. революцией, нашли в трагедии "Фауст" (1 ч. изд. 1808, 2 ч. изд. 1832), в к-рой Г. утверждает веру в прогресс и в неограниченные возможности человеческой личности. 2-я часть "Фауста" завершалась мечтой о свободном труде на свободной земле и активно-оптимистич. девизом: "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!". В "Фаусте" отчетливо выступают черты диалектики в мышлении Г.

Самостоят. позицию занимал Г. в идейной борьбе начала 19 в. Сын века Просвещения, он критически отнесся к романтизму. Отдав ему нек-рую дань в поздней лирике ("Западно-восточный диван", 1819), он резко выступил против мистики, болезненной надломленности и поэтизации феод. средневековья в творчестве реакц. романтиков; особенно энергично Г. восставал против реакц. националистич. пропаганды. Из поздней прозы Г. наиболее примечательны: автобиографич. книга "Поэзия и правда из моей жизни" (ч. 1–4, 1811–33) и роман "Годы странствий Вильгельма Мейстера" (1821–29), в к-ром рисуется утопич. идеал ремесл. общины.

Ист. роль Г. очень велика. В условиях раздробленности страны Г. внес огромный вклад в формирование нем. нац. сознания. Он способствовал завоеванию нем. литературой мирового признания. Подведя итог просветительской мысли 18 в., Г. наметил новые пути развития лит-ры в 19 в.

Соч.: Werke, 3 Aufl., Bd 1–10, Weimar, 1961; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–13, М.–Л., 1932–49.

Лит.: Маркс и Энгельс об искусстве, т. 1–2, М., 1957 (см. Указат. имен); Эккерман И. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, М.–Л., 1934; Лит. наследство, [кн.] 4–6, М., 1932; Шагинян М., Гёте (1749–1832), М.–Л., 1950; Вильмонт Н., Гете. История его жизни и творчества, М., 1959; Гейман Б. Я., "Фауст" Гёте в свете исторического перелома на рубеже XVIII и XIX вв., Уч. зап. ЛГПИ, т. 121, 1955; его же, К спорам о Гёте, "ВЛГУ", 1961, № 14, вып. 3; Яковлев Б., Ленин и Гёте. (Ист.-лит. обзор), "Ин. лит-ра",1957, №3; Гулыга А. В., Исторические взгляды немецких просветителей XVIII в., "ННИ", 1963, № 3; Mеnсke-Glückert E., Goethe als Geschichtsphilosoph..., Lpz., 1907; Mommsen W., Die politischen Anschauungen Goethes, Stuttg., [1948]; Dem Tüchtigen ist diese Welt nicht stumm. Beiträge zum Goethe-Bild, Jena, [1949]; Götting Fr., Chronik von Goethes Leben [neue Aufl.], Lpz., 1957.

С. В. Тураев. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia