Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Военная реформа 1924-25 в СССР





ВОÉННАЯ РЕФÓРМА 1924–25 в СССР. С окончанием гражд. войны и демобилизацией вооруж. сил возникла насущная необходимость разрешить ряд важнейших вопросов строительства Армии и Флота в мирных условиях: комплектования, прохождения службы, подготовки командного и политич. состава, боевой и политич. подготовки и воспитания личного состава и др. на основе обобщения опыта 1-й мировой и гражд. войн. Красная Армия находилась в тяжелом состоянии. Комиссия ЦК РКП(б) во главе с С. И. "Гусевым", обследовавшая состояние Вооруж. Сил в нач. 1924, пришла к выводу, что "Красной Армии как организованной, обученной, политически воспитанной и обеспеченной мобилизационными запасами силы у нас в настоящее время нет. В настоящем виде Красная Армия небоеспособна". В февр. 1924 пленум ЦК РКП(б) принял решение о радикальном обновлении воен. руководства и проведении коренной воен. реформы. 25 марта 1924 был утвержден новый состав Реввоенсовета СССР (А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, С. С. Каменев, Г. К. Орджоникидзе, Л. Д. Троцкий, И. С. Уншлихт, М. В. Фрунзе, Ш. З. Элиава и др.). Пред. РВС до 25 янв. 1925 был Троцкий, с 26 янв. 1925 – Фрунзе. Важнейшим элементом реформы явилось окончат. оформление и укрепление смешанной системы строительства Красной Армии (кадровая армия и терр.-милиционные формирования). Переход к смешанной системе, начатый уже в 1923, был продиктован сокращением численности Вооруж. Сил СССР до крайнего предела (562 тыс. ч.), обусловленным экономич. (острый недостаток средств) и политич. причинами. При этом армия не могла содержать необходимого числа воинских соединений и обеспечить казарменное обучение воен. делу всего годного призывного контингента. Создание терр.-милицион. частей было вынужденной мерой, к-рая, несмотря на серьезные недостатки (гл. обр. недостаточная боевая подготовка), являлась единств. возможным выходом из создавшегося положения и обеспечивала в осн. воен. подготовку военнообязанных при сравнительно небольших затратах. В 1925 из 77 пех. дивизий 46 являлись территориальными, в кавалерии – только 1 дивизия. Технич. рода войск оставались кадровыми.

В. р. успешно решила вопросы районирования терр. формирований, их комплектования, прохождения в них службы, обеспечения их постоянными наиболее квалифицированными кадрами командно-политич. состава, организации обучения и воспитания и т. д. Особое внимание было уделено обеспечению руководящей роли рабочего класса, Коммунистич. партии в терр. формированиях. В. р. привела к укреплению нац. формирований в Красной Армии, организация к-рых началась в 1923 по решению XII съезда РКП(б). Эти формирования увеличили мобилизац. возможности СССР и сыграли важную роль в укреплении дружбы народов, приобщив к делу защиты Родины все народы СССР. Нац., как и терр., формирования явились важной формой связи Сов. гос-ва с широкими массами трудящихся. В 1925 в нац. частях и соединениях находилось 10% личного состава Вооруж. Сил СССР.

В. р. перестроила и всю систему управления Вооруж. Силами. Функции всесторонней воен. подготовки страны к обороне были возложены на Штаб РККА, роль к-рого была резко усилена. Строительство, комплектование и устройство быта Вооруж. Сил были переданы вновь созданному Гл. управлению РККА. Было перестроено руководство технич. войсками: в строевом отношении они были подчинены соответствующим управлениям, а в отношении снабжения – нач. снабжения РККА. Коренному пересмотру подверглись принципы и методы работы центр. воен. аппарата и руководства его войсками. Была объявлена решительная борьба с канцелярско-бумажным методом руководства, резко сокращена бумажная отчетность, переписка, усилено живое общение с войсками. Одновременно было проведено резкое сокращение численности центр. аппарата и улучшение его состава. Были устранены политически ненадежные, консервативные, в воен. отношении отсталые элементы. На их место были выдвинуты молодые кадры из рабочих и крестьян, прошедшие школу гражданской войны, воспитанные Коммунистич. партией. Был реорганизован и укреплен окружной и местный воен. аппарат. Губернские и соответствующие им по правам воен. комиссариаты были реорганизованы в терр. управления, на к-рые возложено выполнение функций воен. отделов соответствующих Исполкомов Советов. Уездные и соответствующие им воен. комиссариаты были сохранены в качестве осн. учетно-мобилизац. аппаратов на правах отделов уездных и соответствующих им Исполнит. комитетов Советов.

В годы В. р. была подвергнута коренной реорганизации организационно-штатная структура Сов. Вооруж. Сил. В результате этой реорганизации была ликвидирована многотипность штатов соединений и созданы единые организац. формы, повышена мобилизац. готовность Вооруж. Сил, усилена их технич. оснащенность и боеспособность. Численность армии была к 1 окт. 1924 сокращена до 530 тыс. за счет ликвидации многочисл. излишних тыловых учреждений.

Одним из важнейших результатов В. р. явилось создание твердой, регламентированной системы комплектования Вооруж. Сил страны. Законодательство 1924–25 по вопросам комплектования и прохождения службы было обобщено с учетом практич. опыта в разработанном РВС СССР "Законе об обязательной военной службе", к-рый был утвержден ЦИК и СНК СССР 18 сент. 1925. Исходя из клас. природы Красной Армии как армии рабочих и крестьян, закон установил всеобщую обязат. воен. службу трудящихся мужского пола с 19 до 40 лет, включая допризывную подготовку (2 года), действит. воен. службу (5 лет) и нахождение в запасе. Действит. служба в кадровых частях слагалась из непрерывной службы в армии от 2 до 4 лет и пребывания в долгосрочном отпуску сроком до 5 лет. В переменном составе терр. частей действит. воен. служба слагалась из учебных сборов общей продолжительностью 8–12 месяцев за 5 лет. Переход к нормальной, регламентированной системе комплектования армии и прохождения службы сыграл решающую роль в ликвидации текучести, к-рая являлась гл. недостатком вплоть до 1924.

В. р. была решена одна из важнейших и сложнейших задач – качеств. усиление состава и коренное улучшение системы подготовки и совершенствования командных кадров Вооруж. Сил, что позволило в 1925 перейти к единоначалию, как организационно наиболее целесообразной форме руководства Красной Армией.

Одновременно была проделана большая работа по укреплению парт.-политич. органов и улучшению всей парт.-политич. работы в армии и флоте, укреплена система и организация обучения и воспитания личного состава Вооруж. Сил, внедрены в армию совр. уставы и наставления, разработанные на основе сов. воен. науки, на опыте прошедших войн, укреплена дисциплина и организованность. Была реорганизована система снабжения Вооруж. Сил в соответствии с новыми условиями хоз. развития страны.

Смешанная система строительства Вооруженных Сил существовала в СССР до сер. 30-х гг. В связи с нараставшей угрозой военной опасности и ростом армий империалистич. гос-в необходимо было повысить боеготовность Вооруженных Сил. Терр.-милиционная система уже не соответствовала новым условиям развития Сов. гос-ва. Поэтому по инициативе ЦК в 1935–38 терр.-милиционные формирования были упразднены и вся армия переведена на кадровое положение.

Лит.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 501–02, 568–72, 717, 813; КПСС о Вооруж. Силах Сов. Союза. Сб. док-тов, М., 1958; Фрунзе М. В., Избр. произв., т. 2, М., 1957; Берхин И. Б., Воен. реформа в СССР (1924–25), М., 1958.

И. Б. Берхин. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia