Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Виноградов П. Г.





ВИНОГРÁДОВ, Павел Гаврилович [18(30).XI.1854 – 19.XII.1925] – рус. историк-позитивист, один из крупнейших бурж.-либеральных историков, исследователь истории зап.-европ. средневековья (особенно истории Англии). Академик (с 1914). Учился в Моск. ун-те. С 1884 – проф. Моск. ун-та.

В лекц. курсах по древней, ср.-век. и новой истории В. придавал большое значение изучению собственности и формированию классов, характеристике крест. общины, истории агр. отношений в древности и в ср. века, различным формам европ. феодализма. Признавая важность социально-экономич. процессов и клас. деление общества, В. считал гос-во надклассовым институтом, родившимся раньше классов, и свой анализ ист. процесса строил по линии отношений между обществом и гос-вом. С этой юридич. точки зрения В. видел 2 пути ист. развития в истории Европы – "английский", когда сословиям удалось объединиться и заставить гос-во ввести парламентскую монархию; в этом случае нет повода для революции (поэтому В. не придает значения англ. бурж. революции); другой путь – "французский", при к-ром гос-во противостоит разъединенным сословиям; не встречая серьезного противодействия, оно вырождается в деспотизм – революция становится неизбежной. Франц. бурж. революцию кон. 18 в. В. освещал сочувственно, пока речь шла о ликвидации феодализма, затем отношение к революц. деятельности нар. масс стало резко враждебным (последняя партия "порядка", к-рой сочувствует В. – жирондисты). Оценивая франц. бурж. революцию в целом, В. считал, что она оказала определяющее влияние на всю историю 19 в. Историю идеологии В. рассматривал в связи с социально-политич. обстановкой (эпоху христианства, напр., трактовал как идеологич. следствие кризиса Рим. империи). Однако этот принцип В. проводил весьма непоследовательно.

Монографич. труды В. основаны на обильном новом документальном (архивном) материале. В магистерской дисс. В. "Происхождение феод. отношений в лангобардской Италии" (1880) исследуется "романский" вариант происхождения зап.-европ. феодализма. В противоположность односторонним концепциям "германистов и романистов" В. доказывал, что феодализм в Италии создавался как на рим. (колонат, рост хоз. и политич. самостоятельности землевладельцев), так и на герм. (община лангобардов) основе. В. ошибочно считал, что колонат перерос в отношения крепостничества уже в 3–4 вв. н. э., отстаивая концепцию, согласно к-рой 3 в. явился якобы рубежом между античностью и средневековьем.

В докт. дисс. "Исследования по социальной истории Англии в средние века" (1887) и связанной с ней кн. "Villainage in England" (1892) В. исследует "герм." вариант происхождения феодализма. Исключит. место в этих исследованиях занимает история крест. общины, интерес к к-рой диктовался значением этой проблемы в политич. и идейной борьбе в России. В противоположность романистам ("Сибом"), В. показал, что средневековье в Англии открывается не господством крепостной вотчины, а господством свободной общины. Она была этапом в социально-экономич. истории англ. народа, а не являлась порождением неких племенных особенностей германцев, как полагали германисты, и не возникла в результате организующей роли помещика, как утверждала рус. "гос. школа". В. дал ставшую надолго "классической" характеристику англ. феод. вотчины – "манора". В его концепции "вотчинная теория" органически слита с "общинной теорией". Он доказывал, что обществ. отношения в раннее средневековье развивались от свободы к несвободе – свободное крестьянство лишь к 11 в. попало в зависимость от лорда манора; материальная система, основанная на барщине и крепостничестве, достигла наивысшего расцвета в 12 и особенно в 13 вв. Вместе с тем отношения крестьянина и лорда В. изображал как отношения договорные, в рамках к-рых осуществляется "разделение труда": крестьянин кормит помещика, к-рый обязан его защищать; община выступает как орган примирения между ними. В соответствии с этим гос-во понималось как форма, в к-рой "разделение труда" принимало вид соподчинения сословий, борьба к-рых примиряется гос-вом. "Исследования..." В. основаны на широкой базе новых источников. По признанию англ. историков, В. открыл англичанам их собств. историю. В частности, В. открыл "Записную книгу" ("Note-book") – сборник, содержащий ок. 2 тыс. суд. протоколов, служивших материалом для трактата "De legibus et consuetudinibus Angliae" юриста 13 в. X. "Брактона".

Большое внимание В. уделял историографии. Критериями при оценке науч. деятельности историка он считал политич. взгляды ученого и уровень совр. ему науки. Стоя на позициях бурж. объективизма, В. считал заслуживающими одинаково положит. оценки как прогрессивные, так и реакц. концепции на том основании, что даже самый реакц. историк вносит вклад в науку.

В. был крупным педагогом [автор учебника по всеобщей истории для гимназий, инициатор создания и редактор "Книги для чтения по истории ср. веков" (1906–10)] и бурж. обществ. деятелем (участник земского движения). В Моск. ун-те он создал свои семинарии, из к-рых вышло много рус. ученых (А. Н. "Савин" и др.). Конфликт В. с мин. нар. просвещения Ванновским привел к отставке В.; в 1902 он уехал в Англию. В Оксфорде, проф. к-рого В. стал в 1903, он также создал семинарии по исследованию социальной истории ср. веков, пользовавшиеся мировой известностью. Под ред. В. вышли многотомные публикации исследовапий и источников, в т. ч. серия монографий "Oxford studies in social and legal history" (1909–27).

Революция 1905 была для В. поворотным моментом в сторону реакции, что нашло выражение в его "Политич. письмах" (1905), в к-рых он "предостерегал" Россию от повторения пути Франции 1789. Смысл этого выступления был показан В. И. Лениным, разоблачившим В. как "...ученого лакея российской буржуазии" (Соч., т. 9, с. 217). Как либерал, В. выступал против политики Столыпина, к-рая вела к обострению отношений в деревне и к новой "пугачевщине". В 1908 В. вернулся в Моск. ун-т (совмещая профессуру в ун-те с профессурой в Оксфорде) и снова выступил против реакц. политики царизма; в 1911 вместе с др. профессорами подал в отставку в знак протеста против политики мин. Кассо. К этому периоду относится труд В. "The growth of the manor" (1 изд. 1905), вышедший в переработанном виде на рус. яз. под назв. "Ср.-век. поместье в Англии" (1911). Продолжением "Villainage..." был труд "Англ. общество в 11 в." ("English society in the eleventh century", 1908). В этих трудах В. уже теряет интерес к общине и сосредоточивает внимание на исследовании истории манора (гл. обр. по вотчинным описям и протоколам вотчинных курий, к-рые рисуют манор статически и не дают ни динамики манориального х-ва, ни его связи с внеш. миром). Не отрицавший ранее известных элементов борьбы между крестьянином и лордом манора, В. теперь стремится доказать, что с усилением роли лорда возрастали гарантии крест. собственности и правового положения земледельца, что в маноре осуществлялась "социальная гармония". В последний период жизни В. оказывается неспособным подняться до больших обобщений, все более и более погружаясь в юридич. анализ частностей. После Οкт. революции В. перешел в англ. подданство. В последующие годы работы в Оксфорде опубликовал много новых документальных материалов. После смерти В. его науч. наследство было издано Оксфордским ун-том ("Collected papers", 1928).

Лит.: Ленин В. И., Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа? Соч., 4 изд., т. 9; Косминский Ε. Α., Виноградов П. Г., ст. БСЭ, 1 изд., т. 11: его же, Исследования по агр. истории Англии XIII в., М.–Л., 1947.

M. А. Алпатов. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia