Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Советская историческая энциклопедия..."

Беспоповщина





БЕСПОПÓВЩИНА – одна из двух осн. разновидностей (наряду с поповщиной) "старообрядчества". Зародилась в кон. 17 в. на С. и С.-З. Европ. России, в р-нах усиленной крест. колонизации, гл. центром Б. являлась старообрядч. община на р. Выге в Карелии (Выговская пустынь). Б. отрицала православную, церковь, церк. орг-цию и священство. Часть Б. не признавала царя и поставленные им власти, хотя принципиально не отвергала систему самодержавия, выдвигала требование аскетизма, в т. ч. безбрачия. В период феодализма Б. в нек-рой мере была связана с нар. движением, несмотря на крайнюю консервативность своей догматики. Гл. догматич. соч. Б. – "Поморские ответы" (1722, изд. 1911). Постепенно Б. разделялась на большое число мелких толков и течений; в нек-рых своих разветвлениях она смыкалась с "сектантством". Умеренный толк получил назв. поморского; он широко распространялся гл. обр. в кругах гор. буржуазии. На рубеже 17–18 вв. в спорах с выговцами в сев.-зап. крае образовался федосеевскии толк, а в кон. 30-х гг. 18 в. в окрестностях Выговской пустыни – толк филипповский. С сер. 18 в. характер. Б. начал изменяться. Ее опорными пунктами стали крупные города (Москва, Петербург, Саратов, Тверь, Ярославль, города Урала и Сибири) с растущей буржуазией, оказывавшей Б. материальную и организац поддержку. Гл. центром Б., получившим общеросс. значение, стала орг-ция федосеевцев в Преображенской слободе в Москве, оформившаяся в 1771. Она, как и др. аналогичные общины, наполнялась приходившими в город крестьянами, рабочими и ремесленниками, владельцами мануфактур. Промышленники использовали орг-ции Б. как центры сосредоточения капиталов для кредита, как средство для получения дешевой и всесторонне зависимой от них рабочей силы. Демократич. элементы Б. видели в общинах средство для временного укрытия в городе, для получения работы, а иногда и небольшой материальной поддержки. Противоречивый социальный состав беспоповцев предопределил среди них острую идеологич. борьбу, к-рая усиливалась с ростом капи-талистич. отношений. В массе беспоповцев антифеод. протест все больше сочетался с антибурж. выступлениями. Представитель крест.-плебейских кругов моск. Б. 1-й четв. 19 в. С. Гнусин (Михаил Васильев) обличал бурж. верхушку Преображенской общины в соглашениях с властями, в чрезмерном самообогащении и требовал уравнивания в правах всех беспоповцев. На почве недовольства бурж. верхушкой Б. в кон. 18 в. возник толк бегунов (странников), не признававший частную собственность и сословность, отрицавший жизнь в городе и соглашение с властями. Бегунство широко распространилось в 1-й пол. 19 в. в Верхнем Поволжье, на Севере и в Сибири. В период развитого капитализма и рабочего движения Б. утратила всякие черты демократизма. В 60–70-х гг. нек-рые крупные капиталисты пытались оживить пропаганду Б., но на нее откликались отдельные отсталые и оторванные от клас. борьбы рабочие и крестьяне. В период Окт. революции орг-ции беспоповцев заняли открыто контрреволюц. позиции. В СССР существует незначит. количество беспоповщинских общин. Б. является одним из вреднейших религ. пережитков в сознании людей.

Лит.: Пругавин А. С., Раскол-сектантство, в. 1, Μ., 1887; Дружинин В. Г., Писания рус старообрядцев. Перечень списков, сост. по печатным описаниям рукописных собраний, СПБ, 1912; Смирнов Π. С., Споры и разделения в рус. расколе в 1-й четв. XVIII в., СПБ, 1909; его же, История рус. раскола старообрядства, 2 изд., СПБ, 1895; Любомиров Π. Г., Выговское общежительство, M. – Саратов, 1924; Никольский H. M., История рус. церкви, 2 изд., М.–Л., 1931; Рындзюнский Π. Γ., Старообрядческая орг-ция в условиях развития пром. капитализма, в кн.: ВИРА, [т. 1], M., 1950; Бонч-Бруевич В. Д., О религии, религ. сектантстве и церкви, Избр. соч., т. 1, Μ., 1959.

П. Г. Рындзюнский. Москва.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia