Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Девятый том. Духовенство - Идское поле \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
„Д-ЬТСКАЯ Помощь" — ДЪТСЫЕ САДЫ. 43 вполне уместно. Д. м., состоящая исклю чительно изъ крахмала, хороша только для дЪтей болЪе поздняго возраста. „ Д а т с к а я П о и о щ ь * & , органъ обще ства по не чешя о неимущихъ и нуждающих ся въ защите дътяхъ въ Москве. Съ 1885, по 2 раза въ мъсяцъ. Редакторъ-нздатель Г. П. Смирновъ-Платоновъ. Д в т с к ж е ( д н е в н ы е ) н р 1 к » т ы , воспитательныя заведенш, въ которыя при нимаются дети школьнаго возраста на то время, когда бываютъ свободны отъ учеб ныхъ занятШ и дома остаются безъ при смотра, такъ какъ родители ихъ работаютъ на стороне. Первый такой приотъ для мальчиковъ былъ устроенъ „обществомъ народнаго воспитанЫ", учрежденнымъ 1871 проф. Шмидть-Шварценбергомъ съ этою целью. Вскоре подобный же общества по явились въ важнъйшихъ городахъ Бава рии, а когда 1884 устройство Д. было реко мендовано баварскимъ и прусскимъ министерствомъ внутреннихъ делъ, они распро странились по всЪмъ больш имъ городамъ Германш, при чемъ возникли и пр.юты для дЪвочекъ. Въ Д. п. доставляется детямъ, безплатно или за небольшую плату, какъ здоровое помЪщеше и простой пита тельный столь, такъ и соответственное за пятые (плетете сгульевъ, починка платья, садовыя работы, переплетный и пр.) и раз влечете (чтение, игры, прогулки). Д-BTCKie с а д ы , заведенш для детей до школьнаго возраста (3—6 лътъ), созда ние педагога Ф р и д р и х а Ф р е б е л я (см.). Фребеля побуждало къ основашю Д. с. не только внимаше къ нуждамъ тЪхъ семей, которыя затрудняются, по бедности или по другимъ причинамъ, надлежащимъ уходомъ за своими малолетними членами; онъ напротивъ хотвлъ существенно пре образовать все дело обучения я воспита ния, положивъ въ основаше Д. с Онъ по стоянно провозглашалъ основнымъ правиломъ своихъ педагогическихъ плановъ, что человекъ, какъ „членъ целаго", долженъ гармонически развиваться сообразно съ жизнью органической природы. Чело векъ долженъ съ малолетства приучиться чувствовать себя и какъ целое, и вместе съ твмъ какъ члена товарищества, обще ства. Вотъ почему Фребель собиралъ де тей, по крайней мере, на несколько предъобЪдепныхъ часовъ въ своемъ Д. с. для общихъ игръ и аанятш. Онъ назвалъ свое заведете садомъ, потому что садъ, какъ место удобное для наблюдений органиче ской жизни природы, для освЪженш и пр., составляеть существенную его часть, и потому что дети, какъ Божьи проиарастенш, должны развиваться и пользоваться въ немъ уходомъ. Онъ говорить: Д. с. должны не только брать подъ присмотръ детей до школьнаго возраста, но и давать имъ занятие, соответственное всему ихъ су ществу, укреплять тело, упражнять внеш ний чувства, занимать пробуждающийся умъ, знакомить ихъ наглядно съ приро дою и человЪческимъ м.ромъ, особенно же направлять какъ следуетъ сердце и нравъ и вести ихъ къ согласш съ собою". Съ этою целью онъ заставляетъ детей наблю дать особенно животныхъ и растешя, а также красивый и интересный веществен ный формы, и выражать эти наблюдения въ разсказахъ и пЪсняхъ. Кроме того онъ учить ихъ разнаго рода играмъ, подвижнымъ и умственнымъ. Первыя, начинаясь мячемъ, переходятъ затемъ къ (твердому) шару, кубу, цилиндру и наконецъ къ строе ние съ различными телами. Строитель ными играми, а также плетешемъ, складывашемъ, вырезывашемъ, рисовашемъ и пр. подготовляется переходъ отъ игры къ более серьезнымъ занятшмъ. Эти игры тоже сопровождаются упражнениями въ разговоре и въ пеши, для которыхъ самъ Фребель издалъ множество изречений и пЪсенъ. ЗавЪдываше Д. с. должно пору чаться нарочно подготовленнымъ къ этому детски мъ садовиицамъ. Не смотря на некоторый странности и фальшивости на практике, предприятие Фребеля заключаете въ себе здравое начало и не заслуживало ни неприязни со стороны правительству ни нерасположения учителей и воспитате лей, съ которыми ему приходилось часто встречаться. Съ распространешемъ Д. с устраняются ихъ недостатки. Съ педаго гической и экономической точекъ зрЪнш надо желать дальнейшего развития Д с. Въ Австр1и 1872 предписашемъ министра Штремайра было оффищально рекомендо вано и регулировано основание ихъ и вое* питаше детски хъ садовницъ. Напротивъ въ Пруссш хотя уже 1861 было отменено запрещение 1851, однако постоянно откло нялось предпочтение Д. с. другимъ подобвымъ же заведешямъ для юношества, готовящагося къ поступлен!ю въ школу: школамъ для маленькихъ детей, детски мъ дневнымъ пр1ютамъ и воспитательнымъ домамъ, съ которыми они соприкасаются часто на практике. Идеи Фребеля осуще ствляются зато, съ некоторыхъ поръ, въ шнрокихъ размЪрахъ въ Новомъ Свете, въ Сев. Америк. Соедин. Штатахъ. Аме риканская педагогика, гораздо более жиз ненная, более близкая къ природе подростающаго человечества, настойчиво и уме ло переносить приемы, методы Д. с. въ низшую и среднюю школу, при чемъ Д. с, сближаясь и нередко, сливаясь со школами, составляютъ тамъ естественное звено въ целой системе народнаго образования. См. Екатерина Я н ж у л ъ , Американская шко ла. Очерки методовъ америк. педагогики (Спб., 1901). Въ Россш первые Д. с. по явились въ середине шестидесятыхъ годовъ, вскоре после того какъ они распро странились въ Германш. 1866, когда возникъ журналъ „Детск1й с а д ъ " (см.), въ Петербурге существовало три Д. с, два частныхъ и одинъ общества доставления дешевыхъ квартнръ пеимущимъ жителямъ для ихъ детей, сохранивпийся, въ другомъ