Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Девятый том. Духовенство - Идское поле \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
34 Дьяволъ. реальной личности, а не какъ отвлеченна- словесности) я становится наиболее распрого начала зла. представляется по мнън1ю страненнымъ образомъ нечистой силы, ко некоторыхъ богослововъ существенныиъ торая воплощается однако и въ другихъ элементомъ христианской догматики, такъ животныхъ, кошке, обезьяне, летучей мы какъ реальностью Д. объясняется факть ши, собаке, свинье и др., принимая часто искуплены рода человЪческаго. За свое совершенно фантастическЫ черты. Отно возстан1е противъ БожЫй воли Д. вместе шены къ Д. у различныхъ народовъ испы съ духами, содействовавшими ему, былъ тывает ь значительный изменения: у одннхъ сверженъ съ небесъ и обреченъ на вЪч- Д. является въ образе могущественнаго иую казнь: для него и для другихъ влыхъ существа, неотразимо подчиняющаго лю духовъ нътъ возможности покаянЫ и лро- дей своему вл1ян!ю, у другихъ съ бесомъ щенЫ. Надо однако заметить, что такую оказываются возможны почти панибрат возможность признавали Оригенъ и неко ская отношешя, и ловкш человекъ легко торые друпе богословы, и остатокъ этого заставляете нечистую силу исполнять, что ученЫ въ связи съ некоторыми восточны ему вздумается; Д. обращается то въ гами представленЫми можно видеть въ ве- лантнаго кавалера, то въ довольно добророванЫхе курдовъ-езидовъ, которыхъ ино души аго, глуповатаго беса. Нужно заме гда называютъ чертопоклонниками: они тить, что при воплощены нечистой силы полагають, что Д. (Мелеке-Таузе) будетъ въ образе женщины злыя черты сохраня прощенъ Богомъ, а потому люди не дол ются резче всего: простоватыхъ вЪдьмъ жны своимъ презренЫме увеличивать и фолыслоръ не знаетъ, тогда какъ бесъ ча безъ того тяжкЫ мученЫ Д., а напротивъ, сто оказывается въ комическомъ положе должны ихъ облегчать мягкимъ, милосерд- ны по своей несообразности. Литератур нымъ отношешемъ къ падшему духу. Не ный воспроизведены Д. чрезвычайно раз раскаянность Д. выражается въ постоян нообразны и находятся въ зависимости ной борьбе, которую онъ ведетъ противъ отъ философскаго if религюзнаго Mipocoистинной веры и правой, нравственной зерцаиЫ эпохи, въ которую жилъ творецъ ЖИЗНИ: обольстивъ первыхъ людей, онъ даннаго демоническаго образа: Дантовск1и внесъ въ человечество ложь, гордость и Люциферъ, помещенный въ глубине зем всякЫ другие грехи; злые люди его слуги, ли, могъ возникнуть только подъ влЫнЫмъ при чемъ ихъ служены есть результате средневековой католической демонологЫ; соблазна, но не принуждены, такъ какъ Мильтоновский Сатана отражаете въевоемъ они одарены свободною волею; направлен образе могучее представлены индивидуа ная къ добру, эта воля помогаетъ правед- лизма, возиикшаго въ эпоху реформацДонникамъ противостоять миогочисленнымъ ной борьбы; БайроновскЫ Люциферъ — соблазнамъ князя тьмы; а соблазны эти скептикъ, протестанте, разочарованное ли то направляются на чувственную сторону цо, могшее явиться только ве начале человеческой природы, когда Д. является X I X века, когда были пережиты революсвятымъ угодникамъ и подвижникамъ въ цЫ, Наполеоновскш деспотизме и реакцЫ; различныхъ пленительно-прекрасныхъ об- Мефистофель отражаете въ себе глубину разахъ. то дЪйствуютъ на разумъ, зара философскаго скептицизма и критицизма; жая его высоксмудрствоваН1емъ, отчего въ сгЛоа у лЛЬуреда дз-ияньн является подъ церкви Христовой зарождаются всякЫ рас воздействЫмъ религиозной сентиментально коли и ереси. Д. надо также считать ви- сти и общаго разочарованы; въ Лермонтовновеикомъ существовашя всякихъ суеве- скомъ Демоне видны и разный литератур pifl, и отъ него же исходить колдовство и ный влЫнЫ и отпечатокъ личности само ведовство: все эти явленЫ связаны съ го поэта; въ чорте у Достоевскаго отра старинными языческими культами, созда- жаются отрицательныя воззренЫ Ивана Hie которыхъ есть дело Д., вследствие че Карамазова, въ которомъ авторъ дум ал ъ При го разный народныя божества, а также и воплотить некоторый идеи эпохи. классическЫ боги признавались бесами. такомъ отражены взглядовъ эпохи, образъ На ряду съ миеолопей считались бесов Д. постепенно утрачиваете ве литературскими и классическая философы и класси ныхе произведешяхъ характере реально ческое искусство, въ особенности театръ, сти, становясь символоме: если у Данте и происхождеше котораго связано съ древ- Мильтона се ихе образами Люцифера и Сатаны соединялось верование въ опреде нямъ культомъ. Занимая такое видное место въ церков ленное реальное существо, то у поэтовъ ныхъ доктринахъ на востоке и на западе, новейшихъ, не исключая и декадентовъ. Д. естественно долженъ былъ стать объек которые проповедуютъ культе Сатаны, та том ъ множества народныхъ легендъ и ска кого верованЫ нвте, и образы Д. у нихъ заны, и его образъ въ различныхъ видо- символизируюте разныя современвыя стрем измьненЫхъ является въ замЪчательней- лены. См. R o s k o f f , Geschichte des Teufels шихк созданЫхъ MipoBOfl литературы. Би (Лейпц., 1869); B a i s s a c , Histoire de la d i a блейский змей, въ связи съ разными восточ blerie chretienne (Парижъ, 1891); С. P., L e ными образами драконовъ и змЪевъ, че diable et ses metamorphoses (1891); G r a f , A . , резъ христЫнскЫ легенды проникаетъ въ 11 diavolo (Миланъ, 1889); M a t u s z e w s k y , произведены народной словесности, въ бы I g n . , Dyabet w Poezyi (Варшава, 1900, рус. лины, сказки и т. п. (см. змгьи въ народной перев. въ „Рус. Мысли", 1901).