Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Девятый том. Духовенство - Идское поле \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
16 ДУБИ.. рыхъ они утверждаютъ, что изъ единства сознан!я (при всемъ разнообразие его предметовъ) следуетъ заключать объ одноиъ простомъ существъ, какъ носителе процессовъ сознаНя. Но уже Кантъ призналъ этотъ выводъ паралогизмомъ. Вопросъ о связи между теломъ и Д., о месте пребыванш Д. есть чисто эмпиричесНй, такъ какъ дело идетъ о томъ, чтобъ показать, съ какими физическими процессами въ организме (особенно въ мозгу) непосред ственно связаны психичесИе, что отно сится къ области психофизики (см.); на метафизическШ вопросъ о конечныхъ причинахъ этой связи можно ответить только, допуская вместе съ Вундтомъ, что Д. и тело различны не сами по себе, но только въ нашемъ понимании, смотря по тому, разсматриваемъ лн мы живое гвло съ точ ки зреПя непосредственнаго внутренняго ощущены, или съ точки зрЪнш внешняго наблюдены природы. См. Е. K u h n , Die Vorstellungen von Seele und Geist i n der Geschichte der KHturvfilker (Верл., 1872); R o t t e r , Gott und 8., Stimmen der VSlker und Zeiten (Штутг., 1885); B a s t i a n , Die 3. indischer und hellenischer Philosophic i n den Gespenstern modemer Geisterseherei (1886); W i t t e , Das Wesen der 8. (Галле, 1888); F l u g el, Die Seelenfrage (2 изд., Keтенъ, 1892); J a s c h e , 8. und Geist (Лейпц., 1893); F o r el, Gehirn u n d S. (Боннъ, 1894). О безсмерт!и души см. безсмертге. На русскомъ языке, помимо переводныхъ сочинея1е о Д. Ульрици, Вундта, Бена, Хэкъ Тьюка, Маудсли, Герцена, можно указать на статьи Грота и Л о п а т и н а въ „Вопр. Фил. и Псих." (книги 21, 37, 39 и 32) и на сочиненш: Данилевск1й, Д. и природа; П. в. К а п т е р е в ъ , „Изъ исторш души, очерки по исторЫ ума" (Спб., 1890) и, Г. Ч е л п а н о в ъ , Мозгъ и Д. Критика матер1ализма и очеркъ современныхъ учеИй о Д. (Спб., 1900). Д у ш а , этнолог., представлен1е о Д. воз никло у первобытнаго человека путемъ наблюдены надъ фактами внешняго м!ра. Явлен1я дыханы, пульса, б1ен!я сердца, животной теплоты, прекращаюшДяся съ жизненнымъ процессомъ, приписывались действш самостоятельныхъ существъ, различныхъ Д., местопребываИемъ котоыхъ представлялось чаще всего сердце, следствие зависимости между потерею крови и смертью, первобытный человекъ сталъ считать я кровь Д. (папуасы на зываюсь кровь Д.; евреи не могутъ есть мяса съ кровью, такъ какъ „кровь есть Д . " ) . Некоторые считаютъ Д. тень, от ражено въ воде или зеркале (жители остр. Фиджи). Изъ повЪрш разныхъ на родовъ мы вндимъ что на самыхъ раннихъ ступеняхъ жизни умственнаго раз вития Д. представляли въ стихыныхъ образахъ ветра, огня и небесныхъ свЪтилъ, более всего поражавшихъ воображение первобытныхъ людей. Такое стихШное представдеше Д. видно и изъ названы ея у ё разныхъ ар!йскихъ народовъ, названы по чти совпадающего съ обозначен1емъ ветра (anima — animus, дяпщод; Д. — дуть, отъ корня dhu (санск.), agitare — двигать;. У славянъ до сихъ поръ существуетъ повеpie, что звезды появляются на небе съ рожден!емъ человека и падаютъ во время его смерти. Позже Д. представляли въ виде легкихъ крыдатыхъ существъ: различныхъ фантастпческихъ зверей, птицъ, бабочбкъ. Еще позже образуется антропо морфическое представлеИе о Д. (славянсше людкя, русалки, германсНе эльфы, валкир!н). Однимъ изъ характёрныхъ признаковъ Д. въ представлен1и первобытнаго человека является ея матер!альность, хотя ей и приписываются некоторый духовныя качества (индейцы племени дакота, пред полагая, что храбрость находится въ пече ни, едятъ сырыя печени собакъ). Д. и гвло тесно связаны между собой. Тело заболеваетъ, когда Д. украдена, заколдована или не желаетъ исполнять обязанностей. Это относится и къ Д. тени (утромъ, когда тень велика, человекъ чувствуетъ себя бодрее; ночью, когда гвнь ясчезаетъ, че ловекъ утомленъ). Гренландцы стараются вылечить испорченную Д., обменивая боль ную на здоровую, напр., на Д. зайца. Наоборотъ, существуетъ верованье, что по вреждения гвла вредятъ Д. По мнеНю некоторыхъ дикарей, Д. наполняегь все тело; по мнению другихъ, находится въ какомъ нибудь одномъ органе (у полинезшцевъ въ полости живота, у с1амцевъ въ сердце); по мнеНю третьихъ, перемещает ся изъ одного органа въ другой (у монголовъ). Если тоть органъ, где временно находится Д., повреждается, то часть ея, а иногда и вся она можетъ выйти (сЪвероамерикансНе жители ловятъ беглую Д. и сажаютъ ее обратно въ голову). Въ спо собности Д. выходить изъ гвла дикарь убеждается, главнымъ образомъ, вслЪдств1е сновиденш. Часто во время сна онъ видигь друзей, чужы страны, умершихъ. Однако, проснувшись, отъ своихъ сожите лей узнаетъ, что тело его всю ночь нахо дилось на одномъ меств; следовательно все это видела его Д., которая очевидно временно покидала гЬло. Отсюда чело векъ начинаетъ верить, что во время смер ти, такъ похожей на сонъ, Д. оставляетъ тело или на продолжительный промежу т о к времени или навсегда. Однако, хотя Д. и оставляетъ тело, все же она матер1альна; обладаетъ же способностью вы ходить изъ тела вследств1е того, что со стоитъ изъ весьма тонкаго и легкаго ве щества. Выходить душа черезъ ротъ и носъ, черезъ „ограду зубовъ". Вследствие этого горло у славянъ называется „душникомъ". Покидая гвло, Д. не умираетъ, въ чемъ дикарь убеждается, видя во сне и грезахъ призраки умершнхъ. Судьба Д. после смерти различна. По выходе изъ гвла она находится, по крайней мере, первое время, въ томъ же доме, имЪетъ