Главная \ Большая Энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний. Девятый том. Духовенство - Идское поле \ 1-50

* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
10 ДУХОВНЫЕ ОРДЕНА — ДУХОВНЫЕ СТИХИ. чимъ поставлено усиление въ духовныхъ воспитанникахъ церковности, заметно оску девшей въ предшествовавшее царствоваше. Въ томъ же духе церковности, по слухамъ, вырабатывается въ настоящее время и дальнейшая реформа плановъ духовныхъ заведенш. Въ настоящее время Д.-у. зав. состоитъ: 4 академ1и (Спб., Москва (Троице.-Серпевъ посадъ), Шевъ и Казань), 58 духовныхъ семинары, 185 духовныхъ училищъ, 56 епарх!альныхъ женскихъ училищъ и 13 женскихъ училищъ, состоящихъ подъ Высочайшимъ покровительствомъ Государыни Императрицы. Изъ нихъ въ академ!яхъ состоитъ 697 студентовъ, въ семинаршхъ 18,246, въ мужскихъ училищахъ 30,364, въ епарыальныхъ училищахъ число не указано и въ 13 покровительствуемыхъ училищахъ 2206 воспитанницъ (всеподданнЪйпий отчетъ оберъ прокурора св. синода за 1898, вышедший 1901). На содержан1е этихъ учебныхъ заведенШ расходуется: на 4 академ!и до 583 тысячъ, на семинары до 4 милл., на мужск1я училища до 4 /2 милл.; на епарх1альныя же женскы учили ща расходуется до 2 /» милл. изъ мЪстныхъ средствъ. Кроме того, на строитель ный нужды Д.-у. ведомства изъ казны, Д.-у. капитала и местныхъ средствъ еже годно расходуется 300—400 т. руб. и более, смотря по надобности. Л и т е р а т у р а : П. Знаменск1й, „Ду ховный школы въ Poccin до реформы 1808 (Казань, 1881); его-же, „Основный начала духовно-училищной реформы въ царств, импер. Александра I " , (1878); „Истор1я ка занской академы" (1892); „А. А р х а н г е л ь с к ^ , „Духовное образование и дух. лите ратура при Петре Вел. (1883). Более под робное указаше литературы см. Доброклон с K i n , „Руководство по исторш рус ской церкви" выпускъ IV-fi стр. 195 и след. Д у х о в н ы е о р д е н а , то же, что мона шеские ордена или духовные рьщарсше ордена. Д у х о в н ы е с т и х н , одинъ изъ видовъ народной поэзш, возникшихъ въ Poccin после введены христианства подъ книжнымъ влыИемъ. Д. с. представляютъ явлеПе, аналогичное французскимъ cantiques spirituels, нЪмецкимъ geistliche Dichtungen и т. п. Но на западе, благодаря более быстрому и широкому распространен^ просвещен!я, Д. с. не успели такъ резко, какъ въ Poccin, отделиться отъ письменной ли тературы и сделаться достояшемъ народ ной массы. Какъ по своей форме Д. с. представляютъ нечто среднее между были нами и песнями, такъ и по способу испол нены они являются оригинальной формой речитатива, сильно приближающегося къ песне. Что касается содержаны Д. с, то оно находится въ зависимости отъ различныхъ влыны, изъ которыхъ самыми важными были: вл!ян!е духовной письмен ности, вл!яше апокрифическихъ сказанШ и влыние былевого эпоса. Эти факторы дей ] 1 ствовали на Д. с. иногда каждый самъпо себе въ отдельности, а иногда и все вместе. Кроме того, такъ какъ Д. с. были какъ бы спец!альностью одного только класса наро да — калекъ и нищихъ, то и самая среда, въ которой они создавались и которой они распространялись, положила на нихъ свой характерный отпечатокъ. Калеки и нищие древвнхъ времевъ — творцы Д. с , невиди мому, въ значительной степени отличались отъ современныхъ намъ и далеко не были „убогими", какъ ихъ теперь велнчаютъ за физический недостатки, дълающДе ихъ не способными къ труду. По всей вероятно сти, они-то и были первыми творцами и певцами Д. с , и только впоследствш, съ исчезновешемъ этой каличьей дру жины, Д. с. сделались достояшемъ настоящихъ калекъ, убогихъ, нищихъ и старцевъ, которые сидели у церквей и мона стырей и пешемъ Д. с. старались при влекать расположеше религюзныхъ людей. Если разделить Д. с. по ихъ содержанию, то наиболее распространенной группой нуж но признать ту, которой сюжеты имеютъ непосредственное отношеше къ этимъ обиженнымъ судьбою людямъ. Стихи: „о Воз несены Христове", „объ Алексее человеке Божьемъ", „о богатомъ и Лазаре" распро странены по всей PocciH и распеваются и въ наше время. Въ связи съ этими Д. с. надо поста вить целый рядъ стиховъ, которые носятъ характеръ поэтическихъ перескааовъ жизнеописанш святыхъ. Изъ нихъ наи более распространены стихи: о Дмитр1е Селунскомъ, объ 1осафе царевиче, о Бори се и Глебе, о веодоре Тироне, объ Алек сандре Невскомъ, о Михаиле и веодоре Черниговскихъ, о Петре митрополите и о Teoprie Храбромъ. Стихъ о Георпе Храбромъ заключаетъ въ себе некоторый черты, сближающы его со стихами космополитическаго характера, между которыми особенно выделяется стнхъ о Г о л у б и н о й к н и г е (см.). Къ этой же группе Д. с. надо отнести, заимствованную при посредстве юго-зап. Руси изъ латин ской литературы, такъ называемую „Евангелистую песнь", которая въ весьма ори гинальной форме толкованы чиселъ отъ одного до 12-ти перечисляетъ наиболее важные факты въ ветхомъ и новомъ завете. Довольно значительную группу представ ляютъ Д. с, относящееся къ вопросу о кон чине Mipa и о страшномъ суде, сложившие ся подъ влышемъ довольно обширной, какъ церковной, такъ и апокрифической литера туры по гЬмъ же вопросамъ. Изъ нихъ особенно типичны те стихи, въ которыхъ описывается появлеше антихриста и самый судъ, затемъ интересны стихи о Михаиле Архангеле и о мучешяхъ грешн иковъ и о блаженстве праведниковъ. Некоторые изъ стиховъ этой группы, отдаливпиеся отъ письменной литературы, отличаются боль шей самостоятельностью въ разработке сюжетовъ и въ разнообразна формъ; таковы