Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Урсула





УРСУЛА (итал. – Orsola). Легендарная святая, которая была убита вместе с одиннадцатью тысячами своих спутниц, зарубленных в Кельне, на обратном пути после их паломничества в Рим (время, когда произошло это событие, неизвестно; его относят к ранней христианской эре). Исторические свидетельства ее существования очень туманны, однако сила легенды была такова, что дала основание одному иконографу резко осудить скептиков, "достойных, – по его словам, – сожаления за свое неверие". На протяжении средневековья рассказ об Урсуле появлялся в нескольких версиях, включая "Золотую легенду", а повествовательные сцены, нередко в виде циклов, часто встречаются в искусстве позднего средневековья и Ренессанса, особенно в Германии и Италии. В религиозно-портретных изображениях Урсула предстает юной девушкой, держащей "СТРЕЛУ" (которой она была убита) или "ПОСОХ СТРАННИКА", увенчанный христианским знаменем победы – красный крест на белом фоне. Урсула была дочерью короля Бретани и потому может носить "КОРОНУ", а также плащ, подбитый "ГОРНОСТАЕВЫМ МЕХОМ" – белыми с черными кончиками хвостиками; последние являются характерной особенностью герба бретонского герцогства. Горностай также символ чистоты и потому особенно уместен в данном случае. Иногда Урсула стоит, подобно Мадонне Милосердие (см. "ДЕВА МАРИЯ", 3), с раскинутым плащом, укрывающим большое количество юных девушек. Она может держать "КОРАБЛЬ" в качестве аллюзии на совершенное ею паломничество.

Повествовательные сцены. Иллюстри- ровались многие сюжеты из длинного рассказа о ней – не всегда последовательно, поскольку заимствовались они из различных версий ее жития. Отец Урсулы, христианский король Бретани, принимающий послов языческого короля Англии, просящих руки Урсулы для его сына Конона. Урсула, согласная на условиях – которые, как она была полностью уверена, будут отвергнуты, – что ее будущий жених примет крещение в христианскую веру и снарядит ее в паломничество в Рим вместе с десятью компаньонками, у каждой из которых будет по тысяче сопровождающих, так же, как и они сами, девственниц. (Сцены показывают послов, преклонивших колени перед королем. Позже Урсула утешает своего несчастного отца, излагая ему свои условия, загибая при этом пальцы. Послы передают ее ответ английскому королю и его сыну. Супружеская чета покидает отца Урсулы. Гербы помогают идентифицировать сцены: горностай – на бретонском гербе, три льва с поднятой правой передней лапой и смотрящие вправо – на английском.) Они путешествовали на кораблях вверх по Рейну, останавливаясь в Кельне и Базеле. (Имеется много сцен погрузки паломников на корабли и их сошествия на берег. Корабли, полные девушек, находятся в гавани. На заднем плане вид города; готический собор указывает на то, что это Кельн; в Базеле они изображаются отправляющимися в горы. Папа и кардиналы на борту корабля – свидетельство того, что они уже на обратном пути. В Кельне Урсула лежит в постели и видит сон о венце мученицы, который подносит к ее голове ангел.) В Риме их принял папа Кириак, который крестил Конона, получившего при этом имя Этерий и решившего сопровождать их на обратном пути. (Урсула и принц стоят коленопреклоненные перед папой у ворот Рима или в дверях церкви. Внутри церкви Этерий стоит в купели, принимая крещение; Урсула причащается.) Возвратившись в Кельн, они нашли город осажденным гуннами, которые убили сначала Этерия, а затем, после безуспешной попытки овладеть ими, и девственниц. Урсула, отказав предводителю варваров стать его женой, была убита стрелой из лука. (Сцена резни встречается происходящей либо на кораблях, либо на берегу. Воины изображаются нападающими на девушек с мечами, луками и копьями. Этерий падает на руки Урсулы в тот момент, когда воин вонзает меч в его грудь. В сцене мученичества Урсула стоит перед шатром предводителя гуннов, жестом указывая, что отвергает его. Рядом стоит воин с поднятым луком. На заднем плане возвышается кельнский собор.)



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia