Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Томирис





ТОМИРИС. Царица кочевого народа в Центральной Азии в древние времена. Согласно Геродоту (1:214), Кир Великий, основатель Персидской империи, встретил свою смерть в сражении с нею. В силу определенных обстоятельств этот эпизод стал считаться символом акта правосудия, и картины на эту тему заказывались, чтобы украшать залы судов. Более того, средневековая типология, возрожденная в XVII веке иезуитами, превратила Томирис в прообраз Девы Марии, торжествующей над Сатаной. Армией Томирис командовал ее сын, которого Кир обманным путем вовлек в участие в пиршестве. Эта уловка позволила персидскому царю уничтожить большую часть своих врагов, а юноша, когда отрезвел, покончил с собой от стыда. Томирис поклялась кровью отомстить за смерть своего сына. В последовавшей битве Кир был убит. Не удовлетворенная царица, издеваясь над своим заклятым врагом, обезглавила его труп и опустила голову в винный мех, наполненный кровью. Ее можно видеть держащей голову Кира за волосы, она собирается опустить ее в урну, которую держит ее прислужница. На голове царя может быть корона. Обезглавленное тело Кира, в доспехах, распростерто на земле. На Томирис может быть тюрбан – условное обозначение Востока, особенно в барочной живописи. Ее придворные – в искусстве того же периода – иногда носят турецкие одежды. Этот сюжет напоминает "ЮДИФЬ" с Олоферном, где прислужник, однако, держит мешок вместо урны и где нет придворных. (Рубенс, Лувр.)

Еще в энциклопедиях