Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Поднятие Креста





ПОДНЯТИЕ КРЕСТА. Евангелия мало что говорят об акте распятия, однако мистическая литература XIII–XIV веков, в частности, "Размышления о жизни Христа" Джованни де Каулибуса и "Откровения" Бригитты Шведской, детально, хотя и не всегда согласно, описывают приготовительные действия. Пригвождение Христа к кресту составляет отдельный эпизод и может изображаться одним из двух способов. Христос либо пригвождается, пока лежит на земле, либо Спасителя поднимают, когда крест уже in situ [лат. – установлен на месте], и тогда прибивают к нему. Первый вариант является более распространенным типом изображения, он был воспринят на Западе от византийских образцов. Византийское руководство для художников наставляет: "Толпа иудеев и воинов изображается на вершине горы. Посреди нее на земле лежит крест. На нем тело Христа. Три воина держат его за веревки, привязанные к рукам и ногам. Другие приносят гвозди и забивают их молотком в его ноги и руки". Иной тип изображения, иногда встречающийся в раннем итальянском Возрождении, демонстрирует Христа поднимающимся на лестницу либо находящимся уже в требуемом положении, в то время как палачи, поднявшиеся по лестницам, приставленным к каждой стороне поперечины креста, прибивают к нему раскинутые руки Спасителя. Само поднятие креста с телом Христа, пригвожденным к нему, относится главным образом к XVI–XVIII векам и чаще встречается в живописи Северной Европы. Мужчины с налитыми мускулами, подпирая один конец креста, поднимают его, тем временем другие с противоположной стороны с усилием натягивают веревки, поднимая крест. Может присутствовать большая толпа смотрящих на происходящее, среди них св. жены. Ветхозаветный сюжет с Медным змеем (см. "МОИСЕЙ", 12) воспринимался как прообраз "Поднятия", согласно Иоанну (3:14), где Христос говорит Никодиму: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому". Распятие, как оно совершалось римлянами, в ряде существенных моментов отличалось от любой из тех форм, в которых оно стало изображаться в живописи. (См. "РАСПЯТИЕ ХРИСТА", 1.).

Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia