Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Милосердие





МИЛОСЕРДИЕ (лат. – Caritas) [Любовь]. Самая главная из трех "теологических добродетелей" (см. "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ"). "А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1, Кор., 13:13). Новая Английская Библия употребляет в данном случае слово "любовь" (англ. – love) – более подходящее на современный слух, поскольку у термина "милосердие" (англ. – charity) превалируют обертоны значения "раздача милостыни". Церковь в действительности учит, что милосердие – это и любовь к Богу (amore dei) и одновременно любовь к ближнему (amore proximi), и что вторая мало стоит без первой. Оба эти аспекта нашли отражение в той манере, в какой было принято изображать милосердие. Последней легче было придать зримый образ. Так, в готическом искусстве существует фигура женщины, творящей шесть дел милосердия (Мф., 25:35–37) – утолять голод, жажду, предоставлять приют, одевать, лечить, утешать в неволе. В изобразительном искусстве все это слилось в одно из этих дел – предоставление одежд оборванному: нищий, стоящий рядом с фигурой Милосердия (она может держать узел с пожитками), надевает через голову рубаху. В XIII веке Бонавентура развил концепцию божественной любви в концепцию света, горящего огня – метафору, которую легко было выразить средствами изобразительного искусства. С тех пор в итальянском искусстве фигура Милосердия стала изображаться с "ПЛАМЕНЕМ", обычно пылающим в сосуде, напоминающем по форме вазу, который она держит в руке; это может быть также "СВЕЧА". Начиная с XIV века фигура эта может высоко держать сердце, как бы предлагая его Богу, Иногда это соединяется с атрибутами, указывающими на земное милосердие, такими, как "РОГ ИЗОБИЛИЯ" или корзина с "ФРУКТАМИ". Из пороков Милосердию в средневековье противопоставлялась Скупость – у фигуры, ее олицетворяющей, мешок денег или кошелек, или же она наполняет деньгами кованый сундук. Ренессансная традиция, идущая от Джотто, заменяла Скупость Завистью (invidia – лат.), терзающей сердце и, возможно, со змеей. Появившийся в Италии в первой половине XIV века новый тип изображения Милосердия происходит, вероятно, от старого образа Virgo Lactam [лат. – Дева Кормящая] ("ДЕВА МАРИЯ", 6) – женщины, кормящей двух младенцев.

Поначалу соединенный с другими мотивами – пламенного сердца и свечи, – к XVI веку он постепенно стал доминировать и оставался общепринятым типом изображения на протяжении всей последующей истории европейского искусства. (Противоположный этому типу Милосердия порок, порой изображавшийся в итальянской живописи XIV века, – Жестокость (лат. – Crudelitas), предстающая в виде злобной фигуры, нападающей на младенца.) В последнем типе изображения Милосердия фигуру женщины-матери обступают трое или четверо младенцев, один из которых обычно у груди. Хотя Коптрреформация продолжала придерживаться двойного толкования понятия amor (любовь), этот сугубо человеческий образ Милосердия оставался общепризнанной формой. С конца XVI века мотив с аналогичным значением – "ПЕЛИКАН", кормящий своих детенышей собственной кровью, – стал устойчивым атрибутом Милосердия.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia