Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Лошадь





ЛОШАДЬ (конь). Символ мужества, благородства и храбрости, а также похоти. Легенда гласит, что лошадь – единственное животное, способное переживать, когда умирает хозяин, и даже оплакивать его. Всадник, умеющий обуздать коня, был идеалом нравственной добродетели и самообладания. Лошадь под седлом у воинов, царей и королей, вельмож и других в их путешествии или в битве. Лошади везут триумфальные колесницы многочисленных мифологических персонажей, см. "КОЛЕСНИЦА". Лошадь является атрибутом персонифицированной Европы (одной из "ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ СВЕТА"). Букефал, лошадь "АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО", обычно изображается белой. Римский воин верхом на коне, бросающийся в пропасть, – "МАРК КУРЦИЙ". Упавший всадник, возможно в римском воинском облачении, – "ПАВЕЛ" (1); см. также "ГОРДЫНЯ". Всадник на белом коне и два ангела изгоняют "ГЕЛИОДОРА" из храма. Монарх верхом на коне, держащий крест, – Ираклий ("КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ", "ИСТОРИЯ К. Г.", 5). Воин верхом на коне, убивающий дракона, – "ГЕОРГИЙ"; если на крылатом коне ("ПЕРСЕЙ" или "БЕЛЛЕРОФОНТ"), то это скачущий "ПЕГАС". "Рыцарь" на костлявой лошади, сопровождаемый крестьянином на осле, – "ДОН КИХОТ". Девушка, часто обнаженная, переплывающая верхом на лошади реку, – "КЛЕЛИЯ". Четыре атакующих всадника, держащих: один – лук со стрелой, другой – меч, третий – весы, четвертый – возможно, трезубец, – "АПОКАЛИПСИС" (5). Великомученик, его ноги привязаны к диким лошадям – "ИППОЛИТ". Конь, его атакует герой с дубиной – "ГЕРКУЛЕС" (8). Лошадь и оливковое дерево, здесь же Нептун и Минерва, Юпитер и другие боги взирают сверху на происходящее – "МИНЕРВА" (1). Лошади, колесница и всадник, падающие с неба, – "ФАЭТОН" (2). Лошадь в кузнице, ее нога отнята, чтобы быть подкованной, – "ЭЛИГИЙ". Деревянная лошадь на колесах или роликах – "ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА" (7). Среди святых верхом на лошади – "ЕВСТАФИЙ", "ГУБЕРТ", "МАРТИН ТУРСКИЙ". См. также "КЕНТАВР" и "ГИППОКАМП"

Традиция создавать конную статую или картину (нем. – Reiterstandbild) как средство увековечения памяти великого лидера коренится в знаменитой античной статуе императора Марка Аврелия, сидящего верхом на коне, водруженной на площади Капитолия в Риме. Своей сохранностью в средневековье этот памятник обязан распространенному в ту эпоху убеждению, что он изображает императора "КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО". Ренессансные воины были увековечены в той же манере Донателло (наемный предводитель Гаттамелата, Падуя) и позднее Верроккио (Коллеони, Венеция). Примеры этой традиции в живописи, относящейся к XVII веку и дошедшей до настоящего времени, – конные портреты Филиппа IV Испанского кисти Веласкеса и Карла I Английского работы Ван Дейка. Военачальники-победители также часто изображались руководящими битвой, сидя верхом на коне. Лук. Дугообразный лук имеет во многом те же атрибуционные функции, как и стрела, например, для "АПОЛЛОНА", "КУПИДОНА", "ДИАНЫ" и отсюда "ЛУНЫ", персонифицированной Америки (одной из "ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЕЙ СВЕТА"). Лук и стрела – атрибуты великана "ОРИОНА", а также иногда "ГЕРКУЛЕСА". Охотница с луком и колчаном – переодетая Венера, представшая перед "ЭНЕЕМ" (3). Сукнодельный лук, используемый для изготовления войлока, – атрибут "ИАКОВА МЕНЬШОГО". Стрелец (знак Зодиака) – см. "ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ".



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia