Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Крещение





КРЕЩЕНИЕ. Обряд посвящения в христианскую Церковь посредством погружения в воду или окропления водой. Исторически оно считалось актом очищения и актом нового рождения – купель была символом непорочной утробы Девы Марии, из которой посвященный рождается вновь. Христианское искусство знает много примеров крещения, помимо крещения Христа: см. (2) ниже. Крещение является первым таинством в цикле "СЕМЬ ТАИНСТВ" и одним из Богоявлений Христа.

1. Крещение Христа (Мф, 3:13–17; Мк., 1:9–11; Лк., 3:21–22; Ин., 1:29–34). Христос был крещен Иоанном Крестителем в реке Иордан во время всеобщего крещения народа. "И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение". Этот сюжет можно найти в христианском искусстве всех эпох, начиная с живописи римских катакомб III века. В ранних изображениях было принято писать Спасителя обнаженным и полностью погруженным в воду, за исключением головы и плеч. Иордан изображался на старый манер в виде речного бога с его традиционной "УРНОЙ"; порой он держит одежды Христа. Ко времени Ренессанса, как в итальянской, так и в северной живописи, прочно утвердилась другая тенденция: Христос в одной набедренной повязке стоит по щиколотку в реке; Иоанн Креститель на берегу, он льет воду ему на голову (крещение "обливанием"); на противоположном берегу, уравновешивая композицию, изображаются два или три ангела, держащих одежды Христа (они обычно занимают место речного бога). Над головой Христа парит "ГОЛУБЬ" Святого Духа, еще выше видна фигура "БОГА-ОТЦА" (голова и плечи или, возможно, одни только руки), посылающего свое благословение. Эти особенности были общими для очень многих изображений данного сюжета вплоть до второй половины XVI века, хотя при этом существовало значительное разнообразие деталей. Сосудом в руках Св. Иоанна могла быть плоская чашечка или раковина, или же – это характерно для северного искусства – он мог использовать кувшин или просто сложить руки чашечкой. Пейзаж, особенно в нидерландской живописи, изображает реку, текущую вдаль, в глубь северных лесов и полей. Марк повествует о том, как выходили "вся страна Иудейская и иерусалимляне" (1:5), чтобы креститься от Иоанна. Это может изображаться посредством нескольких раздевающихся фигур на заднем плане или – особенно у барочных художников – многолюдными динамичными сценами, в которых фигура Христа лишь одна из многих.

Следует обратить внимание на взаимоотношения Христа и Иоанна Крестителя. Иоанн – смиренный, стоит на коленях. Это отражает слова: "Мне надобно креститься от Тебя". С другой стороны, в искусстве Контрреформации коленопреклоненным может предстать Спаситель. Это, вероятно, идет от некоторых христианских мистиков XVI и XVII веков, которые делали акцент на смирении Христа, показывая его принимающим – несмотря на его безгрешность – обряд очищения. Картины на тему Крещения заказывались художникам не только для алтарей баптистериев (крещален) и церквей, посвященных Св. Иоанну, но также донаторами, носившими его христианское имя. Коленопреклоненный донатор – вполне обычная фигура в таких произведениях.

2. Другие крещения. Амвросий, крестящий "АВГУСТИНА"; "ВАРФОЛОМЕЙ" – новообращенных; "БОНИФАЦИЙ" – язычников (его нога на поваленном дубе); "ИАКОВ СТАРШИЙ" – волхва Гермогена; "ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ" – народ Иудеи в Иордане; "ИУСТИНУ ПАДУАНСКУЮ" крестит Просдоким (епископ); Анания (сапожника из Атександрии) – "МАРК"; Анания (ученика из Дамаска) – "ПАВЕЛ", апостол (2); Корнилия (сотника) и его семью – "ПЕТР", апостол (14); Хлодвига (в Реймском кафедральном соборе) – "РЕМИГИИ"; императора Константина – "СИЛЬВЕСТР" (папа); Этерия (жениха "УРСУЛЫ") – Кириак (папа); "ПАВЛА" – Ананий.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia