Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Бенедикт





БЕНЕДИКТ (ок. 480–547). Христианский святой, основатель старейшего на Западе монашеского ордена, названного его именем. Известных фактов его жизни не много, но легенд существует множество. Родился он в Нурсии (Умбрия) и, будучи еще юношей, отправился в Рим учиться. Несколько лет он провел отшельником в полном уединении неподалеку от Субиако. Соседняя религиозная община пригласила его взять над ней опеку, но вскоре ее члены нашли устав Бенедикта слишком строгим для себя. Бенедикт вернулся к своей отшельнической жизни. Позже он основал ставший знаменитым монастырь в Монте-Кассино, где сформулировал и обнародовал устав своего ордена, который со временем стал основой западного монашеского образа жизни, – его закон требовал полной нищеты, безбрачия и послушания, а в дополнение к этому обязывал физически трудиться и требовал нерушимости принятых монашеских обетов. В народной памяти Бенедикт сохранился, благодаря множеству сотворенных им излечений от болезней и в особенности его способности изгонять нечистую силу и излечивать умственные расстройства. В средневековье считалось, что умопомешательство навлекалось демонами, завладевшими телом человека, и лечение его состояло в том, чтобы молитвами изгнать их. Обычно демоны изображались покидающими человека через его рот. Сцены лечения Бенедиктом болезней широко распространены. Как правило, он изображается стариком с седой бородой, но иногда может предстать и бритым. Одежды, в которые его облачают художники, не всегда являются надежным средством идентификации: его можно видеть либо в черной рясе бенедиктинского ордена, либо в белой рясе более поздних реформированных институтов (см. рис. "РЕЛИГИОЗНЫЕ ОДЕЖДЫ"). Чаще всего встречающаяся на картинах с ним надпись – начальная фраза его устава: "Ausculta fili verba magistri..." [лат. – "Слушай, сын, уроки учителя..."]. Несколько из его атрибутов связано с легендами о нем. У него пастушеский посох и простая митра аббата монастыря Монте-Кассино; жезл или "КРОПИЛО", используемое для кропления святой водой, что является частью ритуала изгнания нечистой силы; прорванное "РЕШЕТО" или поднос: на пути в Рим сопровождавшая его сестра милосердия попросила у него решето, которое затем она случайно повредила, Бенедикт же чудесным образом его восстановил. "ВОРОН", иногда с буханкой хлеба в клюве, указывает на попытку одного завистливого священника отравить Бенедикта. Святой догадался, что хлеб отравлен, и приказал ворону унести его обратно. Священник погиб, находясь в собственном доме, когда он неожиданно рухнул. Буханка хлеба, будучи атрибутом Бенедикта, может заключать в себе змею, которая из нее выползает. Разбитый "КУБОК", рюмка или чаша указывают на другую попытку отравить Бенедикта: в тот момент, когда он совершал обряд благословения, чаша разбилась и отравленное вино разлилось. В качестве атрибута чаша может стоять на книге. Атрибутом Бенедикта может быть и терновый "КУСТ": аскетический образ жизни накапливал в отшельнике сексуальные чувства, которые Бенедикт, подобно Франциску Ассизскому, подавлял, бросая свое тело на терновый куст. Бенедикт может находиться вместе с двумя своими учениками – Мавром (держит весы или посох странника) и Плакидом (с пальмовой ветвью мученика); со своей сестрой "СХОЛАСТИКОЙ", монахиней в черной рясе; с Флавией (пальма и венец мученичества), молодой женщиной, сестрой Плакида. Из множества повествовательных тем необходимо назвать следующие.

1. Бенедикт, покидающий свой дом. Он изображается в тот момент, когда садится на белую лошадь, чтобы ехать в Рим. Он отправляется в сопровождении своей служанки Цириллы, садящейся на осла. Его родители наблюдают за их отъездом.

2. Отшельник. Бенедикт удалился в дикую местность неподалеку от того места, которое теперь именуется Субиако. История повествует о том, что отшельник, живший по соседству, – Романо – спустил Бенедикту в пещеру хлеб: он привязал хлеб на веревке, на которой укрепил колокольчик.

3. Бенедикт принимает Мавра и Плакида. Вокруг Бенедикта в Субиако постепенно росла религиозная община. К нему были посланы два мальчика – Мавр и Плакид – из римских патрицианских семей; они крепко привязались к святому. Их изображают в тот момент, когда их отцы представляют их Бенедикту.

4. Плакид падает в озеро. Бенедикт, узнав о случившемся из видения, посылает на помощь Плакиду Мавра, который спасает своего друга, пройдя по воде. Он изображается вытаскивающим Плакида из воды за волосы.

5. Миссионерские путешествия Мавра и Плакида. Бенедикт благословляет их перед тем, как им отправиться с учительскими миссиями: Мавру – во Францию, Плакиду – на Сицилию. Последний, вместе со своей сестрой Флавией, будет убит турками-пиратами в Мессине.

6. Лесоруб и его топор. Топор лесоруба, соскочив с топорища, упал в озеро. Бенедикт погрузил топорище в воду, и топор чудесным образом вновь насел на топорище.

7. Строительство монастыря на Монте-Кассино. Место, как считается, было тем самым, на котором стоял храм Аполлона, снесенный его бывшими идолопоклонниками после того, как Бенедикт обратил их в христианскую веру. Демоны, препятствовавшие работе по строительству монастыря, изображаются изгоняемыми святым. Монах, которого насмерть придавил камень, был воскрешен. Монахи выкапывают бронзового идола – статую Аполлона.

8. Бенедикт, демонстрирующий устав своего ордена. Он вручает устав ордена монахам монастыря Монте-Кассино.

9. Бенедикт навещает свою сестру Схоластику. Его сестра, набожная христианка, была главой монашеской общины, расположенной по соседству, и Бенедикт регулярно навещал ее. В последний раз, предчувствуя приближение смерти, она упрашивала его не оставлять ее. Чтобы он не ушел, она молит Бога послать бурю. Ее молитва была услышана: буря разразилась, и Бенедикт вынужден был остаться; он провел с сестрой всю ночь. Вскоре она умерла. В живописи встречается также изображение видения Бенедикту души Схоластики – она предстает в виде воспаряющего к небу голубя. Другой вариант: Бенедикту видится, как Схоластику посещают Екатерина Александрийская и Агнесса.

10. Визит Тотилы. Тотила, король остготов в Италии, посетил Бенедикта, чтобы получить его благословение. Он исповедался святому, но Бенедикт резко осудил его грехи, прежде чем отпустить их.

11. Suore morte; смерть монахинь. Две монахини, предавшиеся сплетничанью, были осуждены Бенедиктом – он пригрозил им отлучением. После их смерти души монахинь стали являться в определенное время в капелле, где были похоронены их тела. Однажды во время мессы, когда диакон произнес слова: "Да пусть те, кто отлучен и кому запрещено принимать участие в мессе, уйдут", все увидели, как монахини восстали и вышли из своих могил. Бенедикт отпустил им грехи, и после этого они пребывали в покое.

12. Смерть Бенедикта. Он изображается при смерти, причащающимся, перед открытой могилой, где уже была погребена Схоластика, рядом с которой он будет похоронен. Его поддерживают два монаха или два ангела.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia