Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Майкапар А.: Персонажи, сюжеты, эмблемы, символы и..."

Антоний Великий





АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (Антоний-аббат) (251(?)–356). Христианский святой, отшельник. Родился в Верхнем Египте. После смерти своих родителей раздал все свое имущество бедным и удалился в египетскую пустыню, где долгие годы пребывал в полнейшем уединении. Обычно он считается основателем монашеского образа жизни. Во время одной из эпидемий в Европе, которая, как полагают, была рожистым воспалением, пострадавшие вымаливали лекарства с именем Антония на устах, потому болезнь эта получила название "антонов огонь". Обычно Антония изображают бородатым старцем; на нем монашеский плащ и ряса, как у аббата монашеского ордена. Он держит жезл с Т-образной ручкой, наподобие костыля. Знак "Т", нарисованный голубой или белой краской, можно видеть на плече его плаща. Не ясно, когда этот знак стал ассоциироваться с Антонием. Быть может, это просто костыль – традиционная эмблема средневекового монаха, долгом которого было помогать увечным и беспомощным. Однако буква "Т" (тау), известная также как египетский крест, в Древнем Египте была символом бессмертия, и знак этот принят в качестве эмблемы александрийских христиан. Антоний держит в руке "КОЛОКОЛ", и его сопровождает "СВИНЬЯ" – этих животных в средневековье откармливали монахи-антонианцы (сало свиньи использовалось в качестве средства против антонова огня). Иногда колокольчик висит у нее на шее. В XVII веке свиньям, принадлежавшим приходам братьев Св. Антония, предоставлялось право выпаса на особых угодьях, и колокольчик отличал этих свиней от всех других.

Согласно утверждениям некоторых авторов, колокол, который обычно использовался для изгнания злых духов, указывает, когда изображен на картине с этим святым, на искушение Св. Антония.

1. Искушение Св. Антония. Как и некоторые другие отшельники, Св. Антоний был подвержен галлюцинациям, что было следствием его аскетического образа жизни в пустыне. В искусстве изображения этих "искушений" получили две формы: 1) святой, одолеваемый демонами, и 2) эротические видения Св. Антония. Демоны атакуют Антония в его келье и даже поднимают его ввысь; иногда они принимают облик диких зверей и монстров, терзающих его плоть. Демоны исчезают, как только Бог является ему в ярком свете. Естественно, искушение Св. Антония, благодаря присутствию в нем темы "РАСПУТСТВА", сильно разжигало фантазию художников. В ранней ренессансной живописи женщины, изображавшиеся в этом сюжете, обычно одеты, при этом у них могли быть рога как напоминание об их сатанинском происхождении. Начиная с XVI в. они изображаются обычно обнаженными. Антоний прогоняет их, как правило, крестным знамением или молитвой.

2. Посещение Св. Антонием Св. Павла Отшельника. В возрасте 90 лет Св. Антоний, согласно "Золотой легенде", отправился искать отшельника Павла, которому тогда было 113 лет; большую часть жизни он провел в уединении. На дороге среди прочих чудищ Св. Антоний повстречал Кентавра и Сатира, которые указали ему путь. Встретившись, оба старца заключили друг друга в объятия, а слетевший к ним ворон принес две краюхи хлеба.

Павел поведал своему гостю, что птица эта вот уже сорок лет каждый день приносит ему по половине буханки хлеба. В живописи XIII в. птица порой изображалась в виде голубя, как символ Св. Духа. Ворон, как гласит предание, кормил также Илию и других пустынников. Когда Св. Павел умер, у Антония не оказалось сил вырыть ему могилу, и тело Павла было унесено двумя львами. Львы эти могут изображаться роющими лапами яму в земле.



Еще в энциклопедиях


В интернет-магазине DirectMedia