Статистика - Статей: 872588, Изданий: 948

Искать в "Биологический энциклопедический словарь..."

Импринтинг





ИМПРИ́НТИНГ (англ. imprinting, от imprint – отпечатывать, запечатлевать), запечатле- ние, формирование в раннем периоде развития особи устойчивой индивидуальной избирательности к внеш. стимулам. Основы науч. концепции И. заложил в 30-х гг. 20 в. К. Лоренц, сосредоточивший внимание на половом И. Он считал, что у птиц способность к правильному опознанию полового партнёра не является всецело врождённой: половое поведение взрослого индивида направлено на особей того вида, с к-рым он воспитывался в раннем детстве. По К. Лоренцу, половой И. необратим и в этом смысле принципиально отличается от "обучения". Однако у уток, напр., способность самок к опознанию самца своего вида запрограммирована генетически, а у самцов половой И. во мн. случаях обратим. Другой тип И.– выработка т.н. реакции следования. Утята, выращенные в инкубаторе, в возрасте 5–24 сут. начинают охотно следовать за любым впервые предъявленным им одушевлённым или неодушевлённым объектом. Этот тип И. обратим: инкубаторные утята, у к-рых выработан И. на человека, легко переключаются на следование за живой уткой, к-рую они никогда не видели прежде. К категории И. относят также устойчивое запоминание животным места своего рождения (см. "Хоминг"), карты звёздного неба и т.д. И. возможен лишь на определ. этапе раннего онтогенеза – в критический, или чувствительный, период, причём для разных типов И. (половой, реакция следования и т.д.) и для стимулов разной модальности (визуальные, акустические, ольфакторные) чувствит. периоды могут не совпадать. Т.о., И. представляет собой особую форму обучения, происходящего в период созревания сенсорных систем организма.



См. лит. при ст. "Поведение".



Еще в энциклопедиях