
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
МИЛЛЕР [303—304] ( МИЛЛЬ Е л е О и С К а я Е . Н . , В . ОХ Миллер. *ЖМНП*, 1914, ^ 2 ; М а р к о в А . В . , Обаор трудов В. Ф. Миллера по народной словесности, -Известия Отд. русск. из, и сло весности Академии наук»,т, X I X , кн. II, 1914; т. X X , кн. I, 1915; т. X X I , кн. I, 1916; 3 е л ь ц е р В , d., К а питализм и руесная фольклористика, * Литература и марксизм», 1929, кн. V ; С о к о л о в Б , М., Об исто* рино-социологическом изучении былин, Сб. «Памяти П. Н . Сакулина*, М., 1931. Ю. Соколов III. Я" а ы к о в Д . , Обзор жизни и: трудов покойных русских писателей, Б Ы Л . I X , М , 1905: В е н г е р о э С, А . , Источники словаря русских писателей, т. IY, П . , 1017. Ю. Соколов М И Л Л Ь П ь е р IPierre МШе, 1 8 6 4 — ] ^ р а н - [1S33—1889]— историк русской лит-ры и фольклорист, про фессор С П Б университета, один из предста вителей славянофильства в его умеренно-ли беральном и позднейшем ответвлении. Р е ч и и статьи М. по славянскому вопросу собраны В книге «Славянство и Европа» ( С П Б , 1874). Общетеоретические в з г л я д ы М. н а лит-ру х а рактеризуют его к а к представителя воинст вующего идеализма- М. свойственны частые вы пады против, к а к тогда называли, «натураль ного» направления, последовательное прове дение этического подхода, с истолкованием нравственных проблем в д у х е отвлеченной христианской морали, с приматом идеи лично го самоотречения (см. 3-томную к н и г у очер ков М. «Русские писатели после Гоголя», со ставившуюся и з его публичных л е к ц и й ) . Магистерская диссертация М. «О нравст венной стихии в поэзии н а основании истори ческих данных* ( С П Б , 1858) в ы з в а л а р е з к у ю рецензию А . А . К о т л я р е в с к о г о в «Атенее* и сокрушительную к р и т и к у Добролюбова в «Современнике». Добролюбов справедливо на стаивал н а том, что книга М» н а п р а в л е н а к ослаблению борьбы с социальным злом и своим тезисам о самоотречении в действительности ведет к молчалинству, к проповеди «умерен ности и аккуратности», к карьеризму и угод ничеству, В 1869 М . , у в л е к ш и с ь вышедшими незадол го перед тем сборниками былин П . В . К и р е евского и И , П . Р ы б н и к о в а , написал огром ное (до 900 стр.) исследование «Илья Муро мец и богатырство киевское—.сравнительнокритические наблюдения над слоевым соста вом народного русского эпоса*. Эта к а п и т а л ь н а я книга в течение д в у х с половиной десяти летий (до «Очерков* В с . Миллера) была основ ным трудом по русскому эпосу. В ней собрано большое количество материала, произведено • сравнение вариантов д л я многих былин, при ведены зап.-европейские и особенно славян¬ - ские п а р а л л е л и , В методологическом отно шении книга явилась проводником а р х а и ч е ских теорий т а к н а з . «мифологической ш к о лы* Гримма, К у н а и Макса Мюллера, н а п р а в ления фольклористики, искавшего в устной словесности отражения первобытных поверий. Образ И л ь и Муромца трактован с чрезвычай ной идеализацией русской старины и русско го крестьянства. К и н г а М. была в известной мере полемическим ответом н а статьи В . Ста¬ - сова (см.) об иноземном происхождении рус с к и х былин. О М. см. также «Фольклористика*. Библиография: П . Ш л я и к и н И . , Очерк научной деятельности проф. О. Ф. Миллера, СПБ, 18S9; Е г о № е. Биографический очерк при труде Миллера «Русские писатели после Гоголя», т. I, иэд. 4-е, СПБ, 1891; п ы и и и А . Н . , История русской этнографии, т. II, СПБ, 1891; Г л и н с к и И В . , о . Ф. МиЛлер, Биографический очерк, СПБ, 1306; Биографический словарь профессо ров и преподавателей С.-Петербургского университета, т, II, СПБ. 1&Э8; Я г л ч В . , История славянской фило• догии, ОПБ, 1910. М И Л Л Е Р Орест Федорович цузский писатель. Среди многочисленных п р о изведений М, главное место занимают к о л о ниальный роман и н о в е л л а . Д л я н и х х а р а к терны созерцательство, эстетский пассивизм, подмена классового содержания и м п е р и а л и стической политики расовыми противоречия ми, сведение социальных конфликтов к эти ческим вопросам, попытка разрешить к л а с с о вые столкновения путем гуманистического з а конодательства и я к о б ы к у л ь т у р н о г о в л и я н и я белых н а туземное население. Разумеется, п о добная программа вовсе не противоречит и н тересам империалистической б у р ж у а з и и , а н а оборот, внося «облагораживающие* поправки* в п р а к т и к у неприкрытого классового х и щ н и чества, лишь у з а к о п я е т принципы и м п е р и а л и стической п о л и т и к и . И з о б р а ж а я жестокую э к с плоатацию колоний, демонстрируя р а з л о ж е ние французского чиновничества, п о л ь з у ю щегося т а м бесконтрольной в л а с т ь ю , М , требу ет л и ш ь более четкого и умелого управления! колониями («Черный дым», «Мамонт»). Что* касается туземцев, то М . , не п р и з н а в а я и х «настоящими* людьми, ратует л и ш ь з а более «человеческое* отношение к ним. П р и н и ж е н ность, забитость, недоразвитость, тупой ф а тализм—черты, которыми М. постоянно наде ляет туземные народности, — он о б ъ я с н я е т особенностями и х расы («Китайцы*, «Аньяна*). Не в с к р ы в а я социальной сущности я в л е н и й , М. всю с и л у своих изобразительных средств сосредоточивает н а выявлении отдельных б ы товых моментов и местной природы в и х э к зотических особенностях, В р а с с к а з а х , п о священных быту мелкой буряйуазии, г л . о б р . провинциальной, М. вскрывает ее мещанскую* затхлость и скудоумие. Н о и здесь преобла дает д о б р о д у ш н а я насмешливость,—гневное ^обличение ч у ж д о М. («Воскресный о т д ы х у «Вор*). Любопытен по замыслу роман « Г а р пагоны в беде*, где автор дает историю р а з о р е н и я м е л к о б у р ж у а з н о й семьи — потомков Г а р п а г о н а (героя мольеровской комедии « С к у пой»). В психологическом романе «Кристина и он» М. затрагивает проблему наследственно сти, р и с у я деградацию французской и н т е л лигенции; он особо подчеркивает р а з в р а щ а ю щее, губительное в л и я н и е колониальной с р е ды и обстановки. Империалистическая в о й н а н а ш л а очень относительное отражение в н о в е л л а х М и л л я , и з о б р а ж а ю щ и х эпизоды и з военного б ы т а (большей частью к о л о н и а л ь н ы х войск), В этих новеллах э к з о т и к а и психологизи рование затемняют классовый и п о л и т и ч е ский смысл событий («Колодец с абсентом* и другие). Свои в з г л я д ы Милль особенно я р к о в ы р а з и л в романе «СаШои et T i l i * (Мдй д р у г К у б и к ) , т д д л ы т а а т с я п о к а з а т ь уродство с о временного в о с п и т а н и я . Идейный уровень творчества М. н е выходит* з а пределы мелкобуржуазного гуманизма и половинчатой к р и т и к и б у р ж у а з н о г о общества^ не затрагивающей основ капиталистическогс* I строя, свойственной интеллигенции, у щ е м -