
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Е ИЗДАТЕЛЬСТВА s [459 — 460] Л И Т Е Р А Т У Р Н Ы Е И З Д А Т Е Л Ь С Т В А Эта п р о д у к ц и я , во главе с самим ж у р н а л о м и его «литературными и популярно-научны ми приложениями», печатавшими любимей ших писателей провинциального мещанст ва и городской обывательщины, распрост ранялась буквально повсеместно. Мелкий чиновник, сельский поп, лавочник, п р и к а з чик, иногда зажиточный крестьянин—вот многоликий читатель «Нивы». Р я д о м с дея тельностью Вольфа не может быть не у п о мянута т а к ж е деятельность А . С. С у в о р и н а [1834—1912] (см.), крайнего монар хиста, редактора «Нового времени», с в а р л и вого и своенравного самодура в книжном де л е . К а к и Вольф, Суворин ориентировался на городского б у р ж у а и обывателя; однако бурл;уазного «европеизма», столь х а р а к т е р ного д л я Вольфа, с его роскошными «по дарочными» изданиями, у Суворина было гораздо меньше. К тому ж е у Суворина бы вали и «заскоки», н и к а к пе в я з а в ш и е с я с требованиями коммерции; ои издал например большой том стихов В а с и л и я Туманского, мало популярного и забытого поэта пушкин ской поры, выпуск к-рого пе мог оправды ваться никакими коммерческими соображе ниями; он переиздал «Путешествие» Ради щева, он выдвинул А. П . Чехова, в то время еще никому неведомого Антошу Чехонте. Су вориным издавалась «Дешевая библиотека», з а 8—20 к о п . д а в а в ш а я книжечки сочинений русских классиков. «Полный» П у ш к и н , и з данный в 1888 в 10 томах, эа 1 р . 50 к о п . , «История* К а р а м з и н а , повести К а р а м з и н а , Я з ы к о в , Д е л ь в и г , Одоевский, Озеров, «Не доросль», «Горе от ума», Аблесимов, из ино странных авторов—Шекспир, Ш и л л е р , Фло бер, Бомарше, из древних—Эзоп, Эсхил, Е в риппд—таковы другие его и з д а н и я . Крупнейшим издателем-коммерсантом до революционной России был И, Д . С ы т и н . Крестьянин Костромской г у б . , четырнадца тилетним мальчишкой поступивший в к н и ж ную л а в к у Шарапова, он у ж е в 1876 обза велся своей литографией и печатал лубочные картины, а в 1883 имел у ж е и собственную к н и ж н у ю торговлю. К а к лубочный торго вец Сытин не имел себе равных по количес тву выпущенной им продукции и по ог ромному штату офе ней, распространяв ших ее. Ему обязаны выходом газета «Рус ское слово» и р я д ж у р н а л о в ; в рекорд ный 1914 им было выпущено 1 141 на звание, а з т о д л л до Марка издательства II. Л - Сытина революционной Рос сии почти грандиозно. К а к издатель Сытин был весьма неразборчив и издавал все: от ••Полного сонника-оракула» д о сочинений Данте. «Потрафлять» р ы н к у умел И. Д . Сы тин, к а к никто из р у с с к и х книгопродавцев. Сытинское издательство п е р е ж и л о Октябрь и заглохло в годы н э п а . Полной противоположностью коммерчес кой фирме Сытина была о р г а н и з о в а н н а я в 1890 фирма Сабашниковых, к у л ь т у р н ы х только что издавать, но и д л я кого изда- в а т ь . Он старательно следил з а вкусами го родской б у р ж у а з и и , к ним приноравливают с я и его роскошные магазины с зеркальны ми витринами, уставленные «подарочной» детской книгой (им была издана например в с я Ч а р с к а я в к о ж а н ы х , тисненных золо том переплетах). Н и о каком «учительстве» (а именно т а к смотрели н а свою роль изда тели типа Новикова) Вольф и не мечтал: до 5 тысяч названий были им выпущены по ком мерческим соображениям и удовлетворяли запросы буржуазного потребителя. Репу тацию своего изд-ва Вольф «держал высо ко», никогда не спускаясь до издания книг, пусть и очень ходких, но легкомысленных с точки зрения «благовоспитанного* бурл;уазного читателя. Е г о изд-во было законченноклассовым, вполне удовлетворявшим своего потребителя,—в этом разгадка его исклю чительного успеха. Д а л ь и Мицкевич, П и семский и Лессинг, Скотт и Л е с к о в , масса изданий беллетристов-современников Воль фа и наконец т а к и е «роскошные» издания, к а к «Божественная комедия» с иллюстра циями Г . Доре,—вот характерные образны вольфовской продукции. Вольфовский ма газин, по определению С. Ф . Л и б р о в и ч а « Л и тературный почтн-клуб», напоминал смирдинскую л а в к у и оставил несомненный след в истории русской литературы. Одним и з приказчиков Вольфа был А . Ф . Маркс [1838—1904], впоследствии знамени тый издатель «Нивы» [1870—1917] (см.). Этот коммерсант по всем приемам своей работы развил огромное литературное изд-во, дал глухой провинции миллионные т и р а ж и клас сиков. Произошло это совершенно непред намеренно. «Ниве» в первые годы ее суще ствования пришлось вести большую борьбу с конкурирующими с нею изд-вами. В ц е л я х привлечения наибольшего количества под писчиков Маркс стал давать в виде бесплат ного приложения к «Ниве» «полные Собрания сочинений». Н а ч а л он с авторов, после смер ти к-рых прошло 50 лет и более (издание и х было наиболее выгодно, т. к. отпадала оплата авторского гонорара). Т а к . обр. к «Ниве» бы л и «приложены» Грибоедов, Фонвизин, Жу¬ ковский, Гоголь, К о л ь ц о в , Полежаев, Екате рина I I , К о з л о в . . . Д е л о пошло, т и р а ж стал расти с невиданной быстротой; успех этот позволил Марксу у ж е покупать у наслед ников право н а издания классиков. Таким образом появились при «Ниве* «полные» Д о стоевский, Тургенев, Гончаров, Успенский, Гаршин, Писемский, А. Толстой, Фет, Тют чев, Мей, Майков, Салтыков-Щедрин. Еще позднее Маркс начал покупать полные со брания и у ж и в ы х авторов. Некоторых он издавал ранее отдельно, а потом, когда спрос на отдельное издание слабел, давал прило жение к чНяве» (сочинения Чехова, Коро ленко, Л . Андреева, Вересаева, Боборыкина, Г а р и н а , К у п р и н а , М а м и н а - С и б и р я к а , из иностранных—Мольера, У а й л ь д а , Мегерл и н к а , Гамеуна, Г а у п т м а н а , Гейне, Ростана). Огдельпо от «Нивы» Маркс издал «.пол ных» Альбова, Потапенку, Баранцевича и мн. д р у г и х современных ему беллетристов.