
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
432 Da. Давидовъ. стояннымъ членомъ квартетаИ.Р. М.О. со дня основашя последняго до 1885. Въ Россш и заграницей неизменно пользовался репутащей первоклас с н а я вюлончелиста, игра котораго въ равной м е р е отличалась какъ благороднымъ изяществомъ испол н е н а , такъ красотой тона и техническимъ блескомъ и совершенствомъ (Д. обладалъ всем1рно-известной вюлончелью Страдивари, подаренной ему графомъ Матв. Вьельгорскимъ). Въ 1876—86 Д. состоялъ директоромъ Спб. консерваторш (после Азанчевскаго), причемъ отличался гуманнымъ отношешемъ къ учащимся (основалъ вспомогательную кассу музык. художниковъ, дешевыя квартиры для бедныхъ ученицъ и довелъ число безплатныхъ вакансий до четвертой части количества учащихся [150 изъ 600]). Последшй концертъ Д. въ СПБ. данъ былъ 18 нояб. 1883. Произведе шя Д. немногочисленны, но носятъ печать сильно выраженной, элегиче ски-страстной индивидуальности. Д. написалъ для оркестра: симфонич. картину „Дары Терека" (ор. 21) и сюи ту (ор. 37); для вюлочели: 4 концерта съ орк. (ор. 5, 14, 18, 31) и „Русскую фантазш" (ор. 7); изъ мелкихъ пьесъ (ор. 6, 10, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 30 и др.) наиболее популярны—„Adieu", „Solitude", „ A m S p r i n g b r u n n e n" и транскрипщи шопеновскихъ ноктюрHa(Es-dur)HB^bca(Cis-moll,op.64№2); загвмъ фп-ный квинтетъ(ор.40), струн ные квартетъ (ор. 38) и секстетъ (ор. 35). Кроме того онъ написалъ шко лу для вюлончели. Романсы Д. для пешя съ фп. (26) отличаются изяще ствомъ и силой подъема; они очень популярны, особенно „И ночь и лю бовь", „Оставь меня", „Какое счастье" и пр. См. В. Гуторъ „С. D. und seine A r t das Violoncell zu behandeln" (Мос ква, 1899). — 2) А л е к с е й А в г у с т о в и ч ъ , композиторъ (племянникъ предъидущаго); род. 23 авг. 1867 въ Москве. Окончилъ Спб. университетъ по математическому факультету. Въ 1887—91 учился въ Спб. консервато р ш по классамъ Вержбиловича (вю лончель) и Римскаго-Корсакова (ком позицш). Въ 1891 получилъ конкур сную прем1ю Беляева за струн, квар тетъ. Въ 1895 — 96 состоялъ председателемъ Спб. Общества музык. собрашй, поставившаго при его содей- итальянскаго da, dal, (чего, впрочемъ, лучше не делать), напр. d. c . = d a ca po, d. s.—dal segno. Ввиде заголовка на голосовыхъ парпяхъ D (Discantus, Deasus) встречается въ одинаковомъ значенш съ С (Cantus) и S (Sopranus, Superiu8). По принятому Г. Риманомъ обозначенш гармоническихъ функщй D означаетъ доминантаккордъ,°В минорн, доминантакк.; напр. въ C-dur&e D=g h d , въ A-moire <>D=e g h ; Dp обозначаетъ параллельный сбзвукъ ( с м . ) доминанты, напр. въ C-dur&e— е g h ; °Dp обозначаетъ параллельный созвукъ минорной доминанты, напр. въ A-moire=g h d. Da (ит.)—„отъ"; Da capo, с м . C a p o . Даазе (Daase), Р у д о л ь ф ъ , род. 21 евр. 1822 въ Берлине, ученикъ А. . Баха, А. Б. Маркса и Э. Вильзинга, дирижеръ и учитель музыки въ Берлине; написалъ композицш для оркестра и муже. хора танцы, мар ши и салонныя пьесы. Давидовъ ( Д а в ы д о в ъ ) . 1) К а р л ъ Ю л ь е в и ч ъ , замечательный вюлон челистъ; композиторъ и музык. дея тель; род. 5 марта 1838 въ Гольдингене (Курляндс. губ.), ум. 13 февр. 1889 въ Москве отъ грудной жабы. Мальчикомъ переехалъ въ Москву; тамъ-же окончилъ университетъ по математич. факульт. (1854—58), где братъ его былъ профессоромъ, после чего посвятилъ себя музыке, кото рую изучалъ и ранее. Игре на вюлон чели учился у Шмидта въ Москве и у Карла Шуберта въ СПБ.; Teopiefi му зыки занимался у Гауптмана въ Лейп циге. Въ 1859—61 Д. состоялъ соли стомъ оркестра лейпцигскаго Геванд гауза и былъ профессоромъ (после Грюцмахера) въ тамошней консерв.; въ то-же время концертировалъ по Германш. Въ 1861—77 былъ соли стомъ въ оркестре Спб. итальянской оперы; въ 1862—65 читалъ исторш музыки въ Спб. консерв., где, по смер ти К. Шуберта, сдълался также про фессоромъ вюлончельной игры (1863— 86). Преподавание Д. отличалось целе сообразностью педагогическихъ npiемовъ и строгимъ, обдуманнымъ выборомъ учебнаго матер1ала. Д. выработалъ много выдающихся вюлончелистовъ (Вержбиловичъ, Федоровъ, Розенталь, Бзуль, фонъ-Гленъ и др.). Д. дирижировалъ также одно время концертами И. Р М. О. и былъ пог