
* Данный текст распознан в автоматическом режиме, поэтому может содержать ошибки
— 194 — ствуетъ съ полнымъ сознашемъ своей личности. Если челсн векъ действуешь на основати какихъ-либо чувственныхъ побуждешй, действуешь, переживая какой-либо аффектъ, то мы такое действ1е не можемъ считать свободнымъ, потому что при совершеши его въ немъ не можетъ являться полнаго совнашя его личности. Поэтому мы должны считать вполне сво боднымъ только того, кто подчиняете свои низш.я побуждешя высшииъ, кто не подчиняется своимъ страстямъ, кто действуешь съ полнымъ сознашемъ своей личности. Такую личность мы считаемъ ответственной за ея действа и, употребляя въ этомъ случае понят1е свободы, мы употребляемъ его въ смысле близкомъ тому, въ какомъ оно употреблялось въ метафизическомъ понимании. Въ метафизическомъ пониманш свобода воли есть свобода отъ причинности, а мы понимаемъ подъ свободой воли свободу отъ подчиненгя чувственнымъ побуждешямъ, незави симость отъ какого-либо внешняго принуждения. Какъ следуетъ ответить на вопросъ,—ответственъ ли во обще человекъ за свои действ1я?—это вопросъ чисто метафизичеекш, и въ психологш на него не можетъ быть дано ответа, но мы можемъ сказать, кто долженъ считаться ответствеинымъ. Мы должны считать ответствеинымъ только того, кто дей ствуешь съ сознашемъ свободы въ своихъ решешяхъ, съ со знашемъ причинности своего «я». Вотъ то понимаше свободы, которое единственно допустимо для разрешешя вопроса объ этической и юридической от ветственности. ВигЬнеше. Поняпе свободы и поняпе вмененш швснейшимъ образомъ другъ съ другомъ связаны. Можно вменять только те действ!я, которыя являются продуктомъ свободнаго решешя. Вменять—значитъ делать кого-либо отвьтственнымъ за известныя деяшя. Есть определенный услов1я, при кото рыхъ возможно вменеше. Эти услов1я можно выразить прибли зительно въ слЬдующихъ положешяхъ. Человекъ является . ответствеинымъ въ своихъ действ1яхъ въ томъ случае, если онъ совершаетъ ихъ съ яснымъ сознашемъ, что именно онъ яв ляется причиной ихъ, при чемъ, какъ было сказано, у него должно быть полное сознаше его личности. Это последнее замечаше пред ставляешь огромную важность, потому что люди въ состоянш ненормальномъ, напримеръ, душевно-больные, люди въ состоя нш алкогольнаго отравлешя могутъ сознавать свою личность,